И нашим и вашим
Уступив беспрецедентному давлению со стороны властей США, крупнейшая авиакомпания Тайваня China Airlines решила разделить заказ на закупку новых самолетов между Airbus и Boeing. Общая сумма контракта на закупку в общей сложности 22 самолетов, о подписании которого власти Тайваня объявили в понедельник, может достигнуть $4 млрд. China Airlines, планировавшая ранее обновить свой парк лайнерами только европейского производства, закупит 10 дальнемагистральных самолетов Boeing 747-400 для пассажирских и грузовых перелетов на сумму примерно $2 млрд, а также 12 региональных Airbus A330-300 за $1,8 млрд. По словам пресс-секретаря China Airlines Роджера Хана, все самолеты будут приобретены в собственность компании, при этом продажная цена лайнеров будет, скорее всего, уменьшена. При этом компания может заключить опцион на поставку дополнительных самолетов А330. Данному решению China Airlines предшествовала настоящая закулисная война, продлившаяся несколько месяцев. Еще в июле авиакомпания, контролируемая тайваньским правительством, уведомила обоих конкурентов о намерении приобрести 16 самолетов Airbus A330, которые должны были прийти на смену десятку более старых среднемагистральных Airbus. Это заявление вызвало незамедлительную реакцию американских властей, которые приступили к давлению на правительство Тайваня. Его главной целью было заставить тайваньскую сторону пересмотреть решение о закупках в пользу Boeing, имевшей намерение продать China Airlines свои двухмоторные Boeing 777. Столь неприкрытое лоббирование интересов американской компании привело в ярость руководство Airbus и европейские власти. Несмотря на это, после неофициальной встречи с представителями Вашингтона и руководством Boeing, состоявшейся в начале июля в Тайбэе, президент Тайваня Чен Шуй-бян заявил, что при принятии решения о приобретении самолетов для China Airlines должны учитываться "общие интересы нации". Как известно, результатом этих переговоров стало решение "о разделе продукции". Кроме того, наблюдатели подчеркивают, что одной из причин, вынудивших тайваньские власти отдать часть важного заказа Boeing, является мощная поддержка, традиционно оказываемая американским правительством властям острова. Между тем Хан отверг наличие каких-либо политических мотивов, которые привели к пересмотру заказа. По словам пресс-секретаря, закупка Airbus и Boeing соответствует стремлению компании довести к 2007 г. число эксплуатируемых типов самолетов до трех. По словам Роджера Хана, четыре новых Boeing 747 будут использоваться для грузовых перевозок (портфель заказов China Airlines на грузовые перевозки растет наиболее быстрыми темпами), а оставшиеся шесть станут эксплуатироваться на дальних пассажирских маршрутах. Четыре самолета заменят более старые Boeing 747, переданные компании в лизинг правительством Тайваня. (WSJ, 8. 10. 2002)