ДЕНЬГИ : Популярность лизинга растет


Новый Налоговый кодекс, позволивший с 2001 г. компаниям относить платежи по лизинговым схемам на себестоимость, способствовал росту популярности этих финансовых операций. Торговцы автомобилями смогли увеличить продажи корпоративным клиентам. По оценкам лизинговых компаний, в настоящий момент по лизингу продаются 5 - 10% новых иномарок. По данным опроса, проведенного группой компании МФК по развитию лизинга в России, в начале 2002 г. 64% российских лизинговых компаний занимались сделками с грузовым автотранспортом, 56% С с пассажирским. На конец 2001 г. в России зарегистрировано 1825 лизинговых компаний, из них, по оценке МФК, реально работают около 550.

"Сразу после изменения в налоговом законодательстве начался настоящий бум покупок автомобилей по лизинговым схемам", - говорит Даниил Карпиченко, директор по продажам петербургской компании "Вехо", дилера Mercedes.

По словам представителей лизинговых компаний, они готовы предоставить в лизинг автомобиль любой иностранной марки - было бы желание клиента. Некоторые автодилеры создают собственные лизинговые компании, чтобы не отдавать этот бизнес банкам и специализированным компаниям. Например, "Рольф" (дилер Mitsubishi) продает через свою лизинговую компанию "Кельвин" до 10% всех автомобилей.

По словам генерального директора лизинговой компании "БалтИнвест" (дочерняя фирма Балтийского банка) Сергея Гаврилова, пик продаж в лизинг новых иномарок по лизингу пришелся на декабрь 2001 г. "Перед самым Новым годом клиенты просто стояли в очереди", С вспоминает он.

Дело в том, что 1 января 2002 г. вступала в действие глава 25 Налогового кодекса, по которой коэффициент амортизации приобретенных в лизинг легкового автотранспорта стоимостью свыше 300 000 руб. и пассажирских микроавтобусов свыше 400 000 руб. понижался с 3 до 0,5. В эти рамки не попадали лишь дешевые отечественные автомобили.

"У нас затишье продолжалось до начала марта, С говорит Дмитрий Корчагов, гендиректор компании "Балтийский Лизинг " ("дочка" петербургского Промышленно-строительного банка). С Операции возобновились с новой силой лишь после того, как поступили разъяснения МНС". В феврале налоговики уточнили: если автотранспортные средства являются предметом договора лизинга, наряду с коэффициентом 0,5 можно применить и коэффициент ускорения до 3. Гендиректор компании "Райффайзен-Лизинг " ("дочка" Raiffeizenbank) Дмитрий Шабалин полагает, что изменение норм амортизации мало сказалось на привлекательности лизинга. "Мы, например, не заметили особого спада в феврале по сравнению с декабрем (январь в расчет не берем) ", С говорит он. По мнению Шабалина, на клиентов гораздо большее влияние оказывает возможность не платить за автомобиль всю сумму сразу, нежели значение коэффициента амортизации.

Аналитики МФК полагают, что особое внимание, которое лизинговые компании уделяют автотранспорту, имеет свои причины: обязательная регистрация транспортных средств в ГАИ облегчает процесс контроля за предметом лизинга, автомобиль легко изъять, его реализация на вторичном рынке, как правило, не вызывает особых трудностей. Но заместитель руководителя лизингового проекта МФК Андрей Писаренко подчеркивает, что автомобили лидируют лишь по количеству заключенных лизинговых сделок, а в денежном выражении уступают операциям с технологическим оборудованием.

"Лизинг автотранспорта С многообещающее направление прежде всего потому, что риски неисполнения сделки здесь довольно низки", С говорит Дмитрий Шабалин. Положительную динамику подобных операций он склонен объяснять прежде всего общей благоприятной экономической конъюнктурой: "Компании богатеют, чаще приобретают машины для своих сотрудников".

По словам Дмитрия Корчагова из "Балтийского Лизинга", на автомобили приходится 30 - 40% от операций этой компании. "Если в 2000 г. объем лизинговых вложений в автотранспорт у нас был около $1,8 млн, то только за первую половину 2002 г. С $2,3 млн", С добавляет начальник отдела лизинга автотранспорта компании Михаил Королев.

Торговцам автомобилями лизинг позволяет решить сразу несколько важных задач. По мнению Сергея Дианина, директора лизинговой компании "Кельвин", лизинговые схемы улучшают для продавцов возможность получения постоянных корпоративных клиентов. "Корпоративный клиент предпочитает после окончания лизингового договора - через два-три года - вновь обращаться к тому же дилеру", - говорит Дианин. По его словам, компании обращаются с автомобилем менее бережно, чем частные лица, и вынуждены часто обновлять автопарк. В результате первый лизинговый договор, заключенный, например, с автопарком или крупной компанией, тянет за собой новые договоры - подобные клиенты постоянно обновляют и пополняют свой парк. В 2002 г. "Кельвин" должен продать 8,5% от всех новых автомобилей "Рольфа". "Падение удельного веса лизинга в общем объеме объясняется тем, что в последние 1,5 - 2 года наблюдается стремительный рост продаж в регионах, тогда как лизинговые операции распространены пока в Москве и Петербурге", - говорит Дианин.

По оценке Даниила Карпиченко из "Веха", лизинговый автомобиль обходится покупателю всего на 8 - 10% дороже, чем купленный за единовременную оплату. Тогда как итоговая стоимость автомобиля, приобретаемого в кредит, может вырасти на 15%.

Потенциал автомобильного лизинга оценили не только торговцы автомобилями, но и компании, лидирующие в секторе лизинга оборудования. Так, в феврале 2002 г. компания "РТК-Лизинг " (специализируется на лизинге телекоммуникационного оборудования) приобрела компанию "Нау-Тур", через которую реализует проект развития лизинга автотранспорта. Генеральный директор "Нау-Тура" Михаил Бакланов уверен, что популярность и рост объемов лизинговых сделок зависит от скорости процесса перехода небольших и средних компаний к белой бухгалтерии. "Преимущества лизинга по-настоящему можно почувствовать, только если работаешь вбелую", - полагает Бакланов. По мнению Карпиченко из "Вехо", сейчас только около 5% покупателей автомобилей высшей ценовой категории готовы воспользоваться лизинговой схемой. "Для большинства компаний проще перевести [деньги] единовременно", - говорит он.

Как правило, лизинговая компания принимает решение о заключении договора, имея в наличии учредительные документы покупателя, баланс и сведения о движении средств на банковских счетах. По статистике Сергея Гаврилова из "Балт-Инвеста", на 10 клиентов, пришедших в лизинговую компанию из салона дилера, приходится лишь две доведенные до конца сделки. Некоторые лизинговые компании стараются работать только с клиентами банка-учредителя. "Мы рассматриваем лизинг как способ снижения кредитных рисков наших клиентов", С говорит заместитель председателя правления Петровского народного банка Елена Угрюмова.

По словам Сергея Гаврилова, часто фирмы проводят лизинговую сделку с автотранспортом для обкатки, после чего решаются брать в лизинг более сложное оборудование. "Среди подобных клиентов много компаний с наследием советской бухгалтерии, которым трудно сразу воспринимать что-то новое", С поясняет Гаврилов.

КОМУ ВЫГОДЕН ЛИЗИНГ: Покупатель, приобретающий автомобиль по лизинговой схеме, помимо рассрочки получает также ускоренную амортизацию и сокращение налогооблагаемой базы. Все лизинговые платежи относятся на себестоимость, что является особенно актуальным после отмены с 2002 г. инвестиционной льготы по налогу на прибыль. Для автомобильного дилера участие в продаже автомобиля в лизинг привлекательно тем, что он получает доступ к покупателям, не имеющим возможности приобрести автомобиль другим способом. Свои дивиденды получают и другие участники процесса: банк, кредитующий лизинговую компанию, страховщик, страхующий автомобиль.