Портновское дело переживает расцвет


НЕАПОЛЬ - Об издержках глобализации в индустрии моды сказано немало: благодаря развитию современных коммуникаций и интернет-шопинга самые эксклюзивные вещи становятся широко доступными и из-за этого теряют свою уникальность. В таких условиях потребитель начинает особенно ценить искусство портных, шьющих на заказ. Именно к ним обращаются обеспеченные покупатели, уставшие от одних и тех же нарядов и предметов роскоши, рекламу которых можно увидеть на страницах любого глянцевого журнала. Увенчанные сединами мастера индпошива обитают в стороне от полубогемной тусовки модных дизайнеров. Они шьют медленно, их движения размеренны, а на пальцах - наработанные десятилетиями мозоли. Однако их произведения ничуть не менее элегантны и уж конечно ближе к жизни, чем подиумные образцы высокой моды. Здесь заказчик получит костюм, сшитый точно по мерке, и будет чувствовать себя так, будто в нем и родился. Подобная одежда стоит довольно дорого, но число ее покупателей по всему миру постоянно растет. "Зачем человеку идти в шикарный магазин, тратить тысячи долларов, покупать костюм и в результате видеть тысячи подобных же костюмов на людях своего круга", - говорит Массимилиано Аттолини, представитель одной из известнейших в Италии семей потомственных портных, где традиции мастерства передаются из поколения в поколение.

Небольшое семейное ателье организовал в 1931 г. дедушка Массимилиано - неаполитанец Винченцо Аттолини. В 1954 г. бизнес продолжил сын Винченцо, Чезаре. В свои 70 лет Чезаре Аттолини - один из тех редких представителей своей профессии, кто может скроить костюм без выкройки, прямо по ткани, наметив рисунок мелом или просто ногтем. Таких мастеров в мире осталось совсем немного. При этом число клиентов фирм, подобным Attolini или легендарной лондонской Savile Row, с каждым днем растет. Визиты к портному становятся неотъемлемой частью повседневной жизни и неплохо зарабатывающей молодежи. "Как бы ни был хорош костюм из магазина, всегда лучше тот, что делался на заказ", - говорит Маттео дель Фанте, 35-летний итальянский банкир, проживающий в Лондоне. Первый костюм, сшитый на заказ, ему подарил отец на 18-летие, и с тех пор молодой человек забыл о магазинах одежды. Из-за активных занятий теннисом правое плечо у дель Фанте развито немного больше: его портной знает эту особенность и всегда немного утолщает подкладку слева. Кроме того, дель Фанте привык к каждому пиджаку заказывать две пары брюк: это скромное желание невозможно удовлетворить в обычном магазине, торгующем стандартными костюмными парами и тройками. Живя в Лондоне, он до сих пор сохраняет привязанность к итальянскому стилю. Так что, бывая дома в Тоскане, он всегда обновляет гардероб у своего портного Серджо Стефанини. Портновское дело представляется сегодня настолько перспективным, что изделия на заказ стали предлагать клиентам крупные фирмы типа Gucci и Paul Smith. Даже такие гиганты, как Nike и LeviХs, с их промышленными масштабами предлагают покупателям индивидуализированные версии кроссовок и джинсов. Можно считать это своеобразным антиглобалистским течением индустрии моды. Сегодня лучший способ завлечь клиента - предложить ему нечто персональное. (WSJ, 20 - 22. 09. 2002)