Чубайс покаялся


Уходить в отставку, как призывал его президентский советник Андрей Илларионов, председатель правления РАО "ЕЭС России" не стал. Но на всякий случай принялся исправлять положение в компании. Как заявил вчера Анатолий Чубайс, распродажа основных активов РАО "ЕЭС России" заморожена минимум на полгода. Кроме того, РАО не будет закладывать акции своих компаний в обмен на кредиты, что может сорвать сделку с "Русским алюминием".

Вчера на конференции, организованной Brunswick UBS Warburg, Анатолий Чубайс признавал очевидные негативные тенденции последних месяцев: капитализация РАО с начала 2002 г. упала на 52%, и кривая котировок идет вниз даже тогда, когда стабилизируется индекс РТС. Чубайс особо попенял своим подчиненным на то, что руководство компании слишком мало советуется с акционерами (в частности, с миноритариями), и пообещал дважды в год устраивать road-show. Вслед за этим глава РАО предложил "объявить мораторий на распродажу основных активов и раздачу опционов на активы" до тех пор, пока не будет определен механизм оценки имущества, подлежащего продаже, и не будет решено, как распределять прибыль от таких сделок. На это, по мнению Чубайса, уйдет примерно полгода. Значит, ближайшая запланированная крупная сделка - продажа блокирующего пакета акций Северо-Западной ТЭЦ - в этом году не состоится.

Миноритарные акционеры постоянно опасаются, что к 2004 г. - к моменту завершения реструктуризации РАО - все самые выгодные активы компаний холдинга будут уже распроданы. Поэтому вчерашнее решение было положительно воспринято рынком: котировки обыкновенных акций РАО в РТС взлетели на 8,64% - до $0,088 за акцию. При этом, как ни парадоксально, во вчерашней речи Чубайса наблюдатели не видят особых новшеств. "Она соответствует и [ранее достигнутым] договоренностям с миноритариями РАО ЕЭС, и концепции реформирования: сперва реструктуризация и создание рынка, а затем решения по продаже активов, которые обретут более понятную стоимость", - говорит замминистра экономического развития Андрей Шаронов.

Сеппо Ремес, президент Vostok Energo (управляет активами ряда региональных энергокомпаний), считает даже, что Чубайс погорячился, запретив все сделки с основными активами. "У РАО есть старые станции, продавать которые сегодня просто необходимо", - говорит он. Но некоторые аналитики считают, что Чубайс фактически признал возможность продажи крупных активов не после 2004 г., а уже через шесть месяцев. "А до тех пор РАО собирается провести всю подготовительную работу", - считает Сергей Суверов из банка "Зенит". Впрочем, сам Анатолий Чубайс опровергает подозрения о грядущей массовой распродаже активов.

Порадовало инвесторов и заявление об отказе от сделок, связанных с залогом акций в обмен на кредиты. В августе РАО подписало соглашение с "Русским алюминием" о достройке Богучанской ГЭС (Красноярский край). В обмен на заем в $10 млн для АО "Богучанская ГЭС" (66,12% его акций принадлежат РАО) энергохолдинг пообещал передать "Русалу" в залог пакет акций ГЭС и предоставить место в совете директоров электростанции. "Это вызвало очень массовую негативную реакцию у миноритарных акционеров [РАО] - что, собственно, и стало причиной нашего отказа от сделки, - сказал Анатолий Чубайс, отвечая на вопрос "Ведомостей". - Мы готовы в принципе не прибегать к методу залога акций профильных компаний для получения кредитов".

Похоже, осчастливив этим решением инвесторов, энергетики серьезно обидели "Русал". Начальник управления по связям с общественностью "Русала" Алексей Прохоров заявил "Ведомостям", что РАО пока не связано юридическими обязательствами по этой сделке, а потому может выйти из проекта по достройке ГЭС в одностороннем порядке. "Но это решение будет иметь репутационные последствия [для РАО]", - сказал он. Впрочем, и в "Русале", и в РАО еще надеются придумать другое обеспечение по займу алюминщиков.