США И ИРАК: Свобода не дается даром


Снова у американцев на повестке дня вопрос: надо ли начинать войну. Снова мы в замешательстве - необходимость применять насилие с миротворческой целью вызывает массу сомнений. И снова предмет дискуссий - Ирак, не привлекавший к себе так много внимания с 1991 г., когда США возглавили международную военную кампанию по изгнанию иракских войск из Кувейта.

Нынешнее смятение в умах можно отчасти объяснить простой забывчивостью. Напомним некоторые вехи и даты: 2 августа 1990 г. - Ирак вторгся в Кувейт. С санкции конгресса и ООН США возглавили военную операцию с целью остановить иракское вторжение. Война закончилась 28 февраля 1991 г.: Ирак вывел свои войска из Кувейта. 3 апреля 1991 г. - принята резолюция 687 Совета Безопасности ООН, требующая от Ирака, среди прочего, полностью раскрыть информацию об имеющемся у него оружии массового поражения и уничтожить его, а также предоставить возможность проконтролировать это уничтожение. США приняли участие в осуществлении этого плана, имевшего целью сдержать угрозу со стороны Ирака по отношению к соседним государствам с помощью комплекса многосторонних дипломатических, экономических и военных инициатив. 7 апреля 1991 г. - 27 августа 1992 г. - США и Великобритания при участии Франции установили на севере и юге Ирака зону, запретную для полетов иракских самолетов. По оценкам экспертов, эта многосторонняя военная акция помогла сохранить жизнь тысячам иракских курдов и шиитов, которые в противном случае были бы уничтожены иракской армией. 1991 - 1998 гг. - Ирак отказал инспекторам ООН в беспрепятственном доступе к подозрительным объектам, одновременно продолжая разрабатывать оружие массового поражения и проводя этнические чистки в отношении курдского меньшинства, а также предпринял попытку покушения на бывшего президента США Джорджа Буша-старшего. Наконец, в 1998 г. Ирак полностью лишил инспекторов ООН доступа на свои объекты. 31 октября 1998 г. - президент Клинтон подписал имеющий силу закона акт об освобождении Ирака: в нем цель иракской политики США формулировалась уже не как "сдерживание", а как "изменение режима". 11 сентября 2001 г. - на Соединенные Штаты совершено нападение. Террористы уничтожили 3000 невинных человек во Всемирном торговом центре и Пентагоне. Существует достоверная информация о личной встрече одного из организаторов этого нападения с сотрудниками иракской разведки. Теракты 11 сентября навсегда изменили нашу политическую и военную концепцию национальной безопасности: теперь Соединенные Штаты непосредственно заинтересованы в противодействии террористической угрозе.

Словом, мы не должны забывать, что на самом деле война против Ирака не закончилась в 1991 г. После войны в Персидском заливе ООН санкционировала многосторонние военные акции в случае нарушения Ираком эмбарго и дала разрешение США и Великобритании патрулировать воздушное пространство Ирака для защиты курдов на севере и шиитов на юге страны. Более того, арабские страны региона, в особенности Саудовская Аравия и Кувейт, одобрили развертывание на их территории американских вооруженных сил, предназначенных для сдерживания иракской военной угрозы.

Итак, последние 11 лет США вели в Ираке настоящие, сопряженные с опасностью военные операции, на которые тратили более $1 млрд в год. Эти операции стоили жизни 19 летчикам, погибшим в 1996 г. при взрыве в Хобаре (Саудовская Аравия). Хотя сейчас в этом преступлении обвиняют Иран, само наше военное присутствие в непосредственной близости от мусульманских святынь - Мекки и Медины - подогревало антиамериканские настроения среди радикальных исламистов, включая Усаму бен Ладена. Две военные операции - для воплощения решений ООН о запретных зонах и эмбарго - поставили США перед дилеммой. Нам приходится продолжать эти вооруженные акции, сопровождающиеся большим риском, пока Саддам Хусейн не перестанет представлять военную угрозу жителям собственной страны и соседним государствам. Сейчас на севере Ирака размещено семь дивизий и пять - на юге. Если мы прекратим вооруженную интервенцию, Хусейн уничтожит огромное количество иракских курдов и шиитов.

Есть мнение, что наше военное присутствие не способствует безопасности в Ираке. В телефонном разговоре с президентом Бушем Владимир Путин выразил серьезные сомнения в обоснованности применения силы в отношении Ирака как в международно-правовом, так и в глобально-политическом плане. В тот же день президент Франции Жак Ширак вновь заявил, что военное вторжение в Ираке недопустимо без санкции ООН. При этом генеральный секретарь ООН Кофи Аннан считает военный удар по Ираку "неразумным шагом". Все три заявления способствуют созданию ситуации "ложного выбора". Мы ошибочно полагаем, что выбираем между военным вмешательством и невмешательством, тогда как на самом деле нынешнее многостороннее военное присутствие в Ираке уже можно квалифицировать как вмешательство. Реальный выбор - между вторжением с целью сдерживания Саддама Хусейна и вторжением с целью его смещения.

С моей точки зрения, потребность сделать второй выбор назрела. США как минимум должны усилить военную поддержку иракских оппозиционных групп, борющихся за свержение режима. Программа-максимум для США - убедить союзников в том, что нынешнее военное присутствие в Ираке с целью сдерживания уже неприемлемо для нас. Смена режима - единственный безопасный путь сократить наше военное присутствие. Но смена режима, без сомнений, требует иной - гораздо более масштабной - военной операции, чем та, которая осуществляется сегодня.

Не следует ожидать, что освобождение 25 млн иракцев достанется нам недорогой ценой. Все академические споры по поводу Ирака сводятся к вопросу, готовы ли мы заплатить за освобождение народа Ирака. Если да, мы не будем раскаиваться потом. Если нет, мы должны сказать правду и на этом успокоиться. Не будем забывать старую истину: свобода не дается даром.

Автор - бывший сенатор-демократ от штата Небраска, ныне президент New School University (Нью-Йорк). Полная версия этой статьи была опубликована 12. 09. 2002 в The Wall Street Journal