Угроза самообороны


Вчера президент России Владимир Путин предъявил Грузии ультиматум. Он заявил, что Москва оставляет за собой право на самооборону, если не прекратятся вылазки боевиков из Панкисского ущелья на территорию России. Генштабу поручено подготовить предложения о возможности "нанесения ударов по достоверно разведанным базам террористов". Официальной реакции Грузии на момент сдачи номера не было. Беспрецедентно жесткое заявление в адрес Грузии Путин сделал после совещания с группой российских силовиков в Сочи. На курорте присутствовали министр обороны Сергей Иванов, директор ФСБ Николай Патрушев, директор ФПС Константин Тоцкий и заместитель главы администрации президента Сергей Приходько. "Если грузинское руководство не сможет создать зону безопасности в районе грузино-российской границы, будет и дальше игнорировать резолюцию Совета Безопасности ООН номер 1373 от 28 сентября 2001 г., не положит конец бандитским вылазкам и нападением на сопредельные регионы России, мы оставляем за собой право действовать в соответствии со статьей 51 Устава ООН, закрепляющей за каждым государством - членом ООН неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону", - заявил президент на совещании с силовиками.

Серьезность российских намерений подтверждают несколько вполне конкретных заданий руководителям силовых ведомств. Путин поручил директору ФПС, министру обороны и директору ФСБ разработать меры по дополнительной защите границы, подчеркнув, что Россия "с уважением относится к суверенитету и территориальной целостности других государств, однако требует точно такого же отношения и к себе". Предельно откровенное поручение выдано Генштабу МО РФ: "Доложить предложения о возможности и целесообразности нанесения ударов по достоверно разведанным базам террористов в ходе операции преследования".

Как должна себя вести Грузия, чтобы избежать таких ударов, Путин тоже сказал: "Ничего этого не потребуется, никакие меры и спецоперации не будут нужны, если грузинское руководство будет действительно контролировать свою собственную территорию, выполнять международные обязательства в сфере борьбы с международным терроризмом и не допустит возможных нападений международных террористов со своей территории на территорию Российской Федерации". В пресс-службе президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе "Ведомостям" сказали, что официальная реакция Тбилиси на заявление Путина появится не раньше сегодняшнего дня. А советник Шеварднадзе Леван Алексидзе заявил "Интерфаксу", что грузинские власти и так наводят порядок в Панкисском ущелье, и что Путин призывает их "начать широкомасштабные военные действия против боевиков на территории Грузии, но сведения о наличии боевиков не подтверждаются".

Раньше грузинские власти обвиняли Россию в том, что ее авиация - правда, без опознавательнызх знаков - уже наносила удары по Панкисскому ущелью. Новые удары, если Кремль выполнит свои угрозы, будут наноситься самолетами с опознавательными знаками.

Российские политики из тех, кто решил, что Путин действительно угрожает Грузии, приветствуют решение президента. "У нас нет другого выхода, кроме проведения силовой акции в отношении бандитов", - цитирует "Интерфакс" первого вице-спикера Госдумы Любовь Слиску. Некоторые полагают, что вчерашнее заявление - дипломатический ход с дальним прицелом. Как сказал "Ведомостям" гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин, возможные цели вчерашнего заявления президента - желание подчеркнуть статус великой державы или объявить свою позицию США в мировой дискуссии о судьбе Ирака и подождать их реакции. "Ведь Грузию можно поставить на колени более мягкими способами - например, отключить ей электроэнергию", - говорит Бунин.