Китайская перспектива


Компании Volkswagen, General Motors и Honda Motor давно и активно осваивают китайский рынок, считая его одним из самых перспективных. Не желая отставать от них, Toyota Motor недавно заключила союз с крупнейшим китайским автомобилестроителем, First Automotive Works.

Японская и китайская компании планируют совместно производить седаны класса люкс, внедорожники и недорогие мини-автомобили, пользующиеся популярностью у представителей китайского среднего класса. Ожидается, что к 2010 г. партнеры будут продавать ежегодно 400 000 автомобилей - примерно столько же продает сейчас в Китае лидер национального автомобильного рынка Volkswagen.

Как сообщил представитель китайской компании, в сумме Toyota и FAW намерены инвестировать в совместное предприятие 150 млрд иен ($1,26 млрд). Представитель Toyota заявил, что объем инвестиций с японской стороны пока не определен.

Toyota, третья по величине автомобилестроительная компания в мире после GM и Ford, преследует цель - захватить к 2010 г. 15% мирового автомобильного рынка, став, возможно, самым крупным производителем в отрасли. Однако пока компания не имеет прочных позиций на таком важном рынке, как китайский. Между тем у ее конкурентов уже имеются в Китае значительные производственные мощности. Volkswagen ежегодно производит здесь более 77 000 автомобилей Jetta, Passat и Polo, GM - около 20 000 различных модификаций Buick, Honda - около 12 000 машин Odyssey и Accord. Ford Motor планирует в 2003 г. произвести в Китае порядка 30 000 автомобилей.

В 1980-х Volkswagen приняла дальновидное решение инвестировать в производство в Китае. Пока немецкая компания остается лидером местного рынка, хотя ее доля быстро снижается. В 2000 г. на долю Volkswagen приходилось 54,5% автомобилей китайской сборки, в середине 2002 г. эта доля сократилась до 43,7%. Правда, в абсолютных цифрах динамика выглядит для Volkswagen вполне благоприятной - за тот же период продажи VW в Китае ежегодно увеличивались на 19%.

Такое расхождение в тенденциях объясняется быстрым ростом объема рынка. За первое полугодие 2002 г. продажи автомобилей в Китае выросли на 39%. К концу года продажи машин местной сборки, вероятно, достигнут 1 млн. Общий объем продаж автомобилей, включая внедорожники, приблизится к 3 млн.

Американские автомобилестроители активно расширяют свой ассортимент продукции, предлагаемой в Китае. В конце года Ford планирует выпустить на своем заводе в центральной части страны новую модель экономичного класса. GM готовит к выпуску средний седан.

На этом фоне успехи VW выглядят менее впечатляющими. Продажи шанхайского совместного предприятия VW, производящего модель Santana, растут гораздо медленнее, чем рынок в целом. "Уменьшение доли VW было неизбежным - утверждает один из работающих в Пекине аналитиков. - До сих пор преимущество VW объяснялось лишь тем, что компания очень рано пришла на рынок, который долгое время был закрытым".

Вступление Китая в ВТО сопряжено с неуклонным удешевлением импорта, кроме того, правительственная политика направлена на поощрение покупок автомобилей частными лицами. Все это резко обострило конкуренцию на авторынке. Еще два года назад в стране было представлено лишь 17 моделей местной сборки - сегодня их более 30, и не за горами появление новых моделей от Ford и Toyota. В этих условиях VW пришлось пересмотреть свои взгляды на сегмент дешевых моделей - в начале будущего года компания предложит первый свой автомобиль, конкурирующий с китайскими брэндами в нижнем ценовом диапазоне. (WSJ, FT)