РЕФОРМА: Как разбогатеть России


Мы полагаем, что экономический прогресс, наблюдаемый в России в последнее время, дает веские основания надеяться, что Россия также сможет занять достойное место среди богатых стран мира. За последние пять лет производительность труда выросла на 38%, по сравнению с чем неубедительно выглядит 13% -ный рост производительности в США за тот же период. Основной источник роста - крупнейшие частные компании: например, производительность труда в "ЮКОСе" с 1998 г. увеличилась более чем в два раза. "Сибнефть", ТНК, "Норильский никель", "Вимм-Билль-Данн", "ВымпелКом" и МТС, - все эти компании стали локомотивом роста российской экономики, и причины успеха каждой из них очевидны: профессиональное руководство широко применяет новейшие технологии и методы управления, а инвестиционные решения принимаются исключительно исходя из экономических соображений.

Государственные компании значительно отстают. Рост производительности труда на госпредприятиях составляет лишь четвертую часть аналогичного показателя для частного сектора. Например, несмотря на большой бюджет капиталовложений, с 1998 г. производительность труда в "Газпроме", по нашим расчетам, выросла всего на 10%. РАО ЕЭС, "Татнефть", "Роснефть" и "Связьинвест" также продемонстрировали неубедительные результаты. Отличия государственных компаний от частных видны сразу: новые технологии не внедряются, финансы запутанны, ключевые стратегические решения зачастую экономически необоснованны и базируются на политических соображениях. Многие эксперты прогнозируют, что, несмотря на последние достижения, Россия вскоре столкнется с еще одной проблемой. Ваучерная приватизация с последующими залоговыми аукционами, вкупе с ожесточенной борьбой за контроль над приватизируемыми активами, в 90-е гг. привела к высочайшей концентрации собственности. Проанализировав 64 крупнейшие компании, мы подсчитали, что в 97% (по объему выручки) полностью приватизированных предприятий контрольный пакет принадлежит одной ключевой группе акционеров. Восемь крупных групп осуществляют контроль над 85% этих компаний. Вывод напрашивается сам собой: в России несколько крупных групп акционеров контролируют денежные потоки, сопоставимые с государственным бюджетом. В интересах ли этих групп принятие мер, необходимых для обеспечения долгосрочного экономического роста? Потенциальные проблемы, которые может породить существование таких крупных групп, очевидны. В Японии после Второй мировой войны промышленные группы, известные под названием "зайбацу", были разделены и приватизированы за бесценок, а в дальнейшем вновь восстановлены прежними владельцами. Позднее зайбацу сформировали мощное политическое лобби, отстаивавшее законопроекты по защите национальной промышленности от импорта. В Корее чеболи возглавили производственный и экспортный бум, но в 90-х гг. аккумулировали значительную задолженность, что в конечном итоге привело к недавнему кризису. В Латинской Америке большие неэффективные промышленные группы лоббировали высокие импортные пошлины аналогично тому, как сейчас действует российское автомобильное лобби, и тем самым свели на нет потенциальные выгоды, которые могла бы принести конкурентная борьба. В США печально известные robber barons скупили основные ресурсы и образовали картели с целью повышения цен, что значительно замедлило промышленный рост.

На первый взгляд Россия выглядит недостаточно готовой для вступления в обозримом будущем в клуб богатейших стран мира. В начале XX в. по объему ВВП на душу населения Россия занимала 27-е место в мире, опередив Мексику (28-е место), но отстав от Греции (25-е место). Ее сегодняшняя позиция (39-е место) отнюдь не свидетельствует о значительном прогрессе за последние 100 лет. В прошлом лишь нескольким государствам удалось открыть двери этого клуба. Примеры стран, добившихся впечатляющего взлета в XX столетии, общеизвестны: Япония, Корея и Испания. В каждой из них существенно увеличились доходы населения и были периоды быстрого повышения эффективности производства. Это способствовало не только росту реального ВВП, но и укреплению национальной валюты, что вело к еще большему увеличению ВВП в долларовом выражении.

Эти примеры позволяют извлечь несколько уроков. Во-первых, наличие крупных промышленных групп типично практически для каждой быстро растущей экономики. Такие структуры необходимы для достижения высоких темпов роста, поскольку стимулируют повышение производительности труда. Будь то Samsung в Корее или Standard Oil в США, именно крупные частные компании являются локомотивом экономического успеха. Второй урок: экономический рост замедляется, если государство создает условия, в которых промышленным группам выгоднее добиваться принятия протекционистской политики, чем делать ставку на производительность. Государство должно отвергать все просьбы о защите интересов каких-либо избранных отраслей или компаний. Третий урок: в странах, которые следуют политике свободных торговых соглашений, формируются все условия для экономического роста. Поддержка вступления России в ВТО экспортерами в большей степени отвечает долгосрочным интересам страны, чем призывы к принятию протекционистских мер со стороны страхового бизнеса, автомобильной промышленности и прочих отраслей, ориентированных исключительно на внутренний рынок.

Наконец, как показал недавний пример корейских чеболей, просчеты финансового руководства крупных корпораций могут представлять опасность для всей страны. Однако этот момент не вызывает у нас особого беспокойства: многие ведущие российские компании имеют отличные финансовые кадры, ничуть не уступая своим зарубежным конкурентам.

С нашей точки зрения, гораздо более серьезную угрозу для будущего экономического роста России представляют по-прежнему огромные размеры госсобственности, неудовлетворительное управление государственными активами и непоследовательное регулирование. На наш взгляд, весьма важно, чтобы все еще находящиеся в госсобственности активы были в кратчайшие сроки приватизированы. Это позволило бы мгновенно и существенно улучшить управление этими активами и таким образом решить часть задач и без того обремененного проблемами государства. Несмотря на то что процесс реструктуризации РАО ЕЭС идет быстрыми темпами и планируется продажа пакета акций "Связьинвеста", правительство не торопится с приватизацией банков и, в особенности, "Газпрома". Мы не видим причин, по которым "Газпром" не должен быть, по аналогии с нефтяными компаниями, реорганизован в несколько конкурирующих частных производственных единиц с предоставлением всем производителям справедливого и равного доступа к трубопроводу. Несомненно, это способствовало бы бурному росту эффективности производства в газовой отрасли, стимулировало бы освоение нефтяными компаниями своих газовых запасов и позволило бы продолжить выгодную эксплуатацию дешевого источника энергии.

Учитывая тот факт, что производительность труда в приватизированных компаниях в четыре раза превышает производительность труда на госпредприятиях, быстрая приватизация принесет пользу всем гражданам страны. Разумное налогообложение позволит государству увеличить доходы федерального бюджета, работники приватизированных предприятий увидят, что их зарплата растет по мере повышения производительности, а компании получат быстрый рост прибыли, которую они могут реинвестировать в дальнейшее развитие. Именно такой ход событий обусловил недавний экономический рост России наряду с впечатляющими успехами Кореи, Японии и Америки.

Авторы - директора компании Brunswick UBS Warburg. В данной статье приводятся личные мнения авторов, которые могут не совпадать с точкой зрения компании Brunswick UBS Warburg