ИНТЕРЕСЫ: Что нужно угольщикам


Темой заседания президиума Госсовета, которое пройдет сегодня и завтра в Кемерове, станут проблемы угольной промышленности. Несмотря на очевидные успехи программы реструктуризации, сокращение в 13 раз уровня господдержки, рост более чем в 1,5 раза производительности труда и двукратное снижение травматизма, ситуация в отрасли остается сложной. До сих пор не выполнены обязательства государства, связанные с закрытием убыточных шахт, объем которых составляет десятки миллиардов рублей. В 2001 и 2002 гг. отрасль, где уже фактически сформировалась конкурентная среда, столкнулась с кризисом перепроизводства. Причинами стали и "неблагоприятные" погодные условия, и просчеты новых собственников. Во-первых, для многих стало неожиданностью общее снижение энергопотребления. Во-вторых, было явно недооценено желание правительства любой ценой, включая жесткое удержание цены на газ, снизить инфляцию. В результате дорожающий относительно газа уголь становится все менее привлекательным для энергетиков и вопреки одобренной правительством энергетической стратегии его доля в топливном балансе снизилась с 30,5% в 2000 г. до 26,5% в 2002 г. В-третьих, "неожиданно" вырос импорт угля с казахстанских разрезов, принадлежащих РАО ЕЭС. Итог - общее снижение спроса на российский уголь и превышение предложения над спросом на 10 - 15 млн т в год.

Обычная реакция на подобное развитие событий в рыночной экономике - сокращение предприятиями собственных издержек и снижение цены. Но в России проявилась своя специфика. Собственники предприятий вместе с профсоюзами и главами угольных регионов обратились за помощью к президенту. В качестве первоочередных мер по выводу отрасли из кризиса называют пересмотр условий погашения задолженности перед государством, повышение цен на газ, дополнительные скидки на железнодорожные тарифы и введение ввозных пошлин на уголь.

С одной стороны, кризис перепроизводства в угольной отрасли на руку государству: падение цен позволит снизить расходы бюджета и населения на тепло- и электроэнергию. С другой стороны, растет напряженность в самой социально-взрывоопасной отрасли страны и это не может не беспокоить. Но насколько оправданны и эффективны предлагаемые решения? После знакомства с финансово-экономическими показателями компаний становится ясно, что условия реструктуризации задолженности угольщиков в бюджеты и внебюджетные фонды не могут быть выполнены. На начало 2002 г. долги предприятий отрасли в бюджет и внебюджетные фонды составляют 63 млрд руб., что примерно равно их годовой выручке. Единственным источником погашения задолженности является прибыль, значительная часть которой традиционно направляется на решение социальных вопросов. Даже если при средней по отрасли рентабельности 8% половину прибыли направлять на погашение долгов, то потребуется не менее 25 лет.

Правительству необходимо дать честную оценку ситуации и пересмотреть условия погашения задолженности. Оптимально - увеличить срок погашения основной задолженности до 10 лет и списывать после этого все пени и штрафы. Более жесткий, но все же пока приемлемый вариант: недоимка погашается в прежние сроки - 6 лет, но все пени и штрафы списываются.

Такой пересмотр в интересах государства. Если компании, не имея возможности соблюдать график выплат, находятся под угрозой банкротства, то собственники проводят политику "сухого отжима" - выводят активы, снижают текущие налоговые поступления, накаляя социальную напряженность.

Для предприятий, до сих пор находящихся в госсобственности и не реструктурировавших долги, оптимальный вариант - полное списание задолженности. Это позволит повысить их стоимость перед приватизацией.

Следующий вопрос - повышение цены газа внутри России. Сегодня это практически невозможно: чтобы уравнять экономическую эффективность получения энергии из угля и газа, цена газа должна вырасти в два раза. Очевидно, что, пока не будут приняты новая энергетическая стратегия, программа реформирования газовой отрасли и не начата либерализация последней, решение об увеличении цены останется не экономическим, а политическим. И будет означать перекладывание проблем частных угольных компаний на всех потребителей, включая население.

Вместо этого необходимо повысить эффективность работы ФЭК. Нужен жесткий контроль за соблюдением объемов угля и газа, заявленных энергетиками при обосновании тарифов в ФЭК и реально ими потребленных. Сегодня энергетики несправедливо получают внеплановую прибыль, замещая дорогой уголь дешевыми газом и гидроэнергией уже после утверждения тарифа. А угольщики добывают ненужный уголь и несут убытки. ФЭК должна зафиксировать объем газа, необходимого энергетикам для производства электроэнергии, и не допускать его превышения. По оценке специалистов Минэнерго, только этот шаг позволит сократить внеплановое сжигание 6 млрд куб. м газа, увеличив объем потребления угля без роста тарифа.

Еще более сложная ситуация с изменением ж/д тарифа. Дополнительные скидки на длинные перевозки к уже существующим могут увеличить конкурентоспособность отдельных регионов (например, Кузбасса) лишь за счет других - Тульской и Ростовской областей, Республики Коми. Предприятия этих регионов будут поставлены на грань банкротства.

По-прежнему одной из больных тем в отрасли остаются невыполненные обязательства по социальной защите работников закрытых угольных предприятий, переселению из районов Крайнего Севера и сокращению ветхого жилого фонда. Незавершенность этих программ не только усиливает социальное напряжение, но и увеличивает расходы действующих предприятий, ухудшая себестоимость и снижая конкурентоспособность. По оценке самих угольщиков, объем средств, необходимых для завершения этих программ, превышает 34 млрд руб. Но эту сумму можно существенно сократить, сделав прозрачным механизм выбора подрядчиков и распределения средств. Государству необходимо приступить к решению этого вопроса незамедлительно.

И последнее - введение импортных пошлин на уголь. На мой взгляд, эта мера не является достаточно эффективной. Вместе с тем изучение проблемы казахстанского угля выявило серьезное ухудшение экологической ситуации вокруг электростанций, сжигающих высокозольные угли. Для решения экологических проблем необходимо ввести акциз на сжигание каждой тонны угля, зольность которого превышает 40 - 45%. Это позволит не только изыскать дополнительные средства на улучшение экологии, но и повысить конкурентоспособность наиболее качественных российских углей.

Вместе с тем государство должно обратить особое внимание на вопросы безопасности. Последние трагедии на Украине заставили еще раз задуматься о плачевном состоянии систем безопасности наших угольных шахт. Между тем еще в 1999 г. правительство вело переговоры с МБРР, который был готов предоставить на льготных условиях на эти цели кредит объемом до $150 млн. Однако из-за ведомственной борьбы эта работа была остановлена, а финансирование так и не было открыто. Сегодня необходимо срочно возобновить эти переговоры.

Таким образом, важнейшим способом поддержки отрасли является не столько реализация государством новых предложений, сколько четкое выполнение уже принятых обязательств, а также своих функций в сфере регулирования монополий, экологии и обеспечения безопасности.

Автор - председатель комитета ГД по защите прав инвесторов, в 1998 - 1999 гг. министр топлива и энергетики