Форс-мажор от Минэнерго


Планы чиновников Минэнерго ввести сезонные ограничения на экспорт мазута уже в сентябре, в разгар навигации, грозят крупными потерями для судоходных компаний и их партнеров - трейдеров и экспедиторов. К примеру, крупнейшее нефтеналивное пароходство "Волготанкер" лишится как минимум $25 млн и будет вынуждено урезать судоремонтную программу.

Традиционно перед началом отопительного сезона чиновники Минэнерго ограничивают поставки мазута в Европу, где цены в полтора-два раза выше внутрироссийских. В этом году о зимних нуждах энергетиков чиновники решили позаботиться на полтора месяца раньше обычного. На этой неделе Минэнерго предложило правительству ввести балансовые задания по поставкам мазута на внутренний рынок уже с 1 сентября. Министр энергетики Игорь Юсуфов вчера сообщил, что эта тема будет обсуждаться на ближайшем заседании правительственной комиссии по вопросам обеспечения доступа к экспортным газо- и нефтепроводам. Введя балансовые задания, чиновники заодно надеются сбить цены на мазут на внутреннем рынке. Нынешние цены - около $80 за тонну - кажутся замминистра энергетики Ивану Матлашову "завышенными примерно на треть".

Если нефтяники с их многомиллиардными оборотами худо-бедно свыклись с сезонными требованиями чиновников, то транспортников и трейдеров инициативы Минэнерго шокируют. Ришат Багаутдинов, вице-президент "Корус Холдинга", торгующего башкирскими нефтепродуктами, заявил "Ведомостям", что для транспортировки нефтепродуктов по реке такое ограничение "просто убийственно". "Если не вписаться в ежемесячный железнодорожный план перевозок, санкции незначительны, но на реке все контракты - с портом перевалки, с морскими перевозчиками, с европейскими покупателями мазута - заключаются на всю навигацию", - подчеркивает Багаутдинов. По его оценке, при введении ограничений с начала сентября прямые потери "Корус Холдинга" как грузовладельца составят около $3,5 млн, а потери его дочерней компании "Волга-флот-танкер" - $4 млн.

Председатель совета директоров "Волготанкера" Александр Александрович говорит, что каждый год его компания выходит на прибыль только в августе, а предыдущие месяцы навигации окупает расходы, связанные с зимним простоем флота и судоремонтом. Если экспорт мазута будет ограничен, то, по оценке Александровича, пароходство лишится 70% грузов, "заменить которые просто нечем и некогда", а вся отлаженная схема грузоперевозок рухнет. Возможные потери за два пропущенных месяца навигации (до начала ноября) в "Волготанкере" оценивают в 1,5 млн т недовывезенного мазута. По оценкам одной из судоходных компаний, это означает, что компания недосчитается не менее $25 млн фрахтовых платежей, а амбициозную программу реновации флота "Волготанкеру", возможно, придется урезать. По мнению Александровича, основной удар от ограничений экспорта мазута придется на экспедиторские фирмы и нефтетрейдеров, уже зафрахтовавших суда под перевозку. "У нас сейчас хороший экспортный грузопоток, на полгода зафрахтован танкер-накопитель на Черном море", - говорит руководитель группы экспорта нефтепродуктов "СИДАНКО" Александр Шестопалов. А от введения балансовых заданий на мазут компания, по оценке Шестопалова, будет терять $3 - 5 млн в месяц с учетом ожидаемого падения цен на внутреннем рынке. Представитель крупной нефтяной компании говорит, что экономического смысла ограничивать экспорт мазута сейчас нет - это вредно и для нефтяников, у которых возникнут излишки мазута, и для флота, который лишится грузов.