НДС раздора


БРЮССЕЛЬ - В торговых отношениях двух крупнейших экономик мира - США и ЕС - зреет новая болевая точка. С июля 2003 г. Брюссель начинает взимать налог на добавленную стоимость с товаров, поставляемых через Интернет. Американские интернет-магазины боятся, что будут проигрывать европейским конкурентам.

Новые правила затронут онлайновые продажи загружаемых по Сети компьютерных программ, электронных книг, музыкальных клипов и видеофильмов, которые продают компании из-за пределов ЕС. До сих пор цены на них не включали НДС. Теперь компаниям, зарегистрированным вне ЕС, при совершении каждой онлайновой сделки придется определять местонахождение клиента, чтобы установить должный размер НДС. Дело в том, что в разных странах Европы разные ставки НДС - от 13% на португальском острове Мадейра до 25% в Швеции. У европейских компаний такой проблемы нет - они взимают НДС по ставке той страны, где зарегистрированы.

В США тревожатся, что "онлайновый" НДС в разных странах ЕС будет взиматься по-разному. Компания MusicMatch, планировавшая с 2003 г. начать продажу своего программного плейера Jukebox в Европе, опасается, что в новых условиях выход на европейский рынок не состоится. "НДС приведет к повышению затрат, хотя точные цифры пока назвать трудно", - утверждает вице-президент MusicMatch Кристофер Аллен. По его словам, американским компаниям, ориентированным на европейский рынок, придется вносить серьезные изменения в свои сайты, а возможно, и отдавать сбор налога на аутсорсинг. "Небольшая компания не может позволить себе такие расходы - они непременно скажутся на цене и объеме продаж", - заключает Аллен.

Пока неизвестно, как будет вводиться новый налог в отдельных странах - членах ЕС. Неясно также, приведет ли несоблюдение новых правил иностранной компанией к осложнению ее отношений с одной из стран ЕС или со всеми членами союза. Представители официального Вашингтона уже заявили, что планы ЕС, возможно, противоречат правилам международной торговли. Последние недели американская администрация оказывала давление на ЕС, добиваясь отсрочки ввода новых правил или их изменения.

Между США и ЕС не в первый раз возникают споры по поводу регулирования сферы информационных технологий. В Вашингтоне и Брюсселе по-разному трактуют такие вопросы, как защита конфиденциальности данных и рассылка рекламного "спама" по электронной почте. Конгресс США неоднократно отвергал проект налогообложения онлайновых сделок, в то время как в европейских странах налог с интернет-коммерции взимается уже несколько лет.

Теперь крупным американским компаниям, вероятно, придется открыть в Европе свои представительства. Это избавит их от трудностей, связанных с многообразием правил и тарифов; подобно европейским компаниям представительства смогут устанавливать конкретное значение НДС в зависимости от того, где они зарегистрированы.

Далеко не все в Европе одобряют новый НДС. Небольшие европейские компании признают, что прежняя ситуация ставила их в невыгодное положение, но указывают, что новые правила могут ударить по самой Европе, поскольку приведут к снижению покупательской активности в Интернете. "Европейские компании, выступающие за введение НДС, неправильно понимают ситуацию, - считает Хердур Бендер, глава шведской компании Bender Interactive, продающей программное обеспечение провайдерам мобильного доступа в Интернет. - Им бы следовало всеми силами добиваться отмены налога на онлайновые покупки". (WSJ, 21. 08. 2002)