Касьянов принимает меры


Премьер-министр Михаил Касьянов нашел новый способ повременить с повышением пошлин на иномарки старше семи лет. Сначала он требовал от российского автолобби конкретных бизнес-планов, а вчера заявил, что не подпишет постановление о запретительных пошлинах, пока Минпромнауки не покажет ему перечень мер по реализации концепции поддержки отечественного автопрома.

В пятницу премьер заявил журналистам, что пошлины на иномарки старше семи лет непременно нужно повысить. По словам премьера, большинство аварий происходит именно со старыми иностранными авто 10 - 12 лет. "Для них нужно ввести повышенные пошлины, чтобы хлам не заполнял дороги", - отметил премьер-министр. Повышение пошлин предусмотрено концепцией развития отечественной автомобильной промышленности, которую Касьянов утвердил своим постановлением месяц назад.

Но прежде чем приступить к уборке хлама, премьер хочет убедиться в том, что россиянам будет на чем ездить. Касьянов заявил вчера, что может подписать постановление, вводящее заградительные пошлины на старые иномарки, "и через неделю, и через три, когда будут представлены меры по реализации концепции".

Руководитель департамента общественных связей Минпромнауки Андрей Мазуров обещает, что меры будут представлены в ближайшие дни. Среди них разработка законопроекта о применении международных норм по экологии и безопасности автомобилей (I квартал 2003 г.), а также поправок в НК, которые привяжут их налогообложение к экологическим характеристикам (II квартал 2003 г.).

Не исключено, впрочем, что долгожданное постановление Касьянова окажется не таким, как хочет Минпром. Как рассказал "Ведомостям" источник в правительстве, у аппарата Белого дома есть замечания к этому документу. Авторы проекта и аппаратчики по-разному поняли фразу, вписанную в концепцию развития автопрома лично премьером. В концепции говорится, что ставки пошлин на автомобили старше семи лет должны быть "соразмерны" ставкам на новые иномарки. Комиссия по защитным мерам поняла это в том смысле, что стоимость растаможки новых машин должна быть равной стоимости растаможки семилеток, и с подачи Минпромнауки подняла евросоставляющие в пошлинах для юрлиц в 3 - 4 раза. Например, популярные семилетки с двигателем от 1,5 л до 1,8 л облагаются сейчас по ставке 0,45 евро за кубик, а проект постановления увеличивает ставку до 1,6 евро за кубик. К новым машинам этого класса применяется евросоставляющая в размере 1,25 евро за кубик. Если добавить к этому НДС и таможенный сбор, то растаможка старых и новых авто действительно будет одинаково стоить, но аппаратчики не уверены, что Касьянов именно это имел в виду.

Чиновники Белого дома возражают и против индексации евросоставляющей пошлины на автомобили в возрасте от трех до семи лет. Комиссия предложила увеличить ее на 5% с учетом изменения курса евро за последние три года. Но аппарат против этого, ведь премьер написал, что для этих авто ставка должна оставаться неизменной. А если изменения курса действительно требуют индексации, то проводить ее нужно либо для всех товаров, либо ни для одного, говорит источник в аппарате.

Ответственный секретарь Комиссии по защитным мерам, глава департамента тарифов Минэкономразвития Андрей Кушниренко сказал "Ведомостям", что слышал о замечаниях и допускает, что аппарат Белого дома либо вернет проект на доработку, либо внесет исправления сам.

Аналитики указывают на то, что концепция, утвержденная Касьяновым, дает возможность для различных толкований. "Чтобы не было никаких двоетолков, разъяснить свою позицию должен сам Касьянов", - считает аналитик Александр Агибалов из инвестиционной компании "Атон".

А продавцы старых автомобилей надеются, что правительство и вовсе откажется от атаки на старые иномарки. "Государству невыгодно повышать пошлины и сокращать ввоз. От таможенных платежей бюджет все равно получит больше, чем от наших автозаводов", - сказал пожелавший остаться неназванным представитель компании "КТА", торгующей иномарками.

Российские производители уверяют, что план действий по реализации концепции поддержки автопрома для них гораздо важнее повышения пошлин на иномарки. Начальник управления общественных связей "Руспромавто" Владимир Зеленцов заявил "Ведомостям", что концепция усложняет работу компаний, предъявляя к ним новые требования по экологии и безопасности. "Мы сейчас думаем, где взять на это деньги. Хотя, конечно, эти требования справедливы. Мы тоже здесь живем и хотим дышать чистым воздухом", - сказал Зеленцов.