Волчья стая знает о налогах все
Говоря о стиле работы в своей компании, глава BDO Seidman Денис Филд употребляет выражение "волчья стая". Доклад Филда на одной из внутрикорпоративных презентаций был озаглавлен так: "Волки всегда дружелюбны, но никогда не поддаются приручению". Чтобы сделать эту идею более наглядной, Филд даже поместил живого волка на подиум ежегодной партнерской конференции BDO в 2000 г.
Слова о невозможности приручить волка связаны с отношением Филда и его команды к налогам. После краха Arthur Andersen BDO стала пятой по величине аудиторской фирмой США. "Волчий" стиль организации бизнеса позволил BDO добиться значительного роста доходов за последние годы. В числе основных источников этих доходов - консультации по вопросам налогообложения. В начале июля Налоговое управление США (IRS) начало расследование в отношении налоговых консультаций, предоставляемых BDO и KPMG - четвертой по величине компанией на американском рынке финансовых услуг. Обе компании подозреваются в использовании приемов, позволяющих клиентам уклоняться от уплаты налогов. Прежде чем возбудить иск, чиновники IRS направили BDO 20 повесток с требованием предоставить материалы, связанные с сомнительными контрактами. KPMG получила девять таких повесток. Обе компании заявляют, что запрашиваемые материалы конфиденциальны, а соответствующие контракты не противоречат закону.
Консультациями по вопросам налогообложения занимаются многие компании, но мало кто делает это с такой выгодой, как BDO. По имеющимся данным, бизнес, связанный с продажей налоговых лазеек, оказывался для компании в пять раз прибыльнее традиционных финансовых консультаций. Однако Филд называет подозрения IRS необоснованными и отказывается от дальнейших комментариев, указывая только, что его компания всегда "придерживается высочайших профессиональных и этических стандартов".
Филд воспитывался в штате Иллинойс, где его отец работал в компании Bell Labs. Будущий глава BDO закончил отделение бухгалтерии и права в Университете Нью-Йорка. Работать в BDO он начал в 1983 г. В 1991 г. Филд становится партнером компании, а с 1996 г. - возглавляет отдел консультаций по налогам. По словам бывшего генерального директора BDO Дэниела Павелича, Филд занял высший пост в компании благодаря своей энергии и уму. Другие инсайдеры отмечают, что контраст между трудягой-Павеличем и ярким харизматичным оратором Филдом был огромен.
В 1999 г. Филд преобразовывает отдел налоговых консультаций в Группу решений в области налогообложения, насчитывающую 17 специалистов. Как выяснили чиновники из IRS, эта группа с легкостью обеспечила в 2000 г. оборот в $100 млн. В 2001 г. доходы BDO Seidman более чем удвоились по сравнению с 1995 г., достигнув $420 млн, причем доходы "налоговой" группы составили в этой сумме 47%.
BDO Seidman существует уже более 90 лет, но долгое время она развивалась не слишком динамично. Став в 2000 г. председателем совета директоров и генеральным директором BDO, Филд произвел в компании революцию. "Наверное, меня можно уподобить атомному реактору, который кипит и стремится перевернуть все вокруг ", - заявляет он. Коллеги говорят, что его внешность больше подходит представителю бизнеса развлечений, чем главе консалтинговой фирмы.
Сейчас Филд по-прежнему руководит налоговыми консультантами BDO, повсеместно используя при этом принцип коллективизма: вся корпоративная атрибутика основана на образе волчьей стаи. Доходит до того, что в офисах компании и даже в домах ее партнеров устанавливаются чучела волков.
Инвестиционные банки начали активно продвигать новые налоговые схемы еще в 1980-х, а аудиторско-консалтинговые компании занялись этим в конце 1990-х. При этом у аудиторских фирм, как правило, клиенты были менее состоятельными, чем у крупных банков. В ходе расследования IRS выяснилось, что среди клиентов BDO были достаточно мелкие компании с налогооблагаемым доходом до $5 млн. Поскольку к этой категории относятся многие тысячи американских предпринимателей, понятно, что в результате деятельности консультантов налоговые службы США недополучали огромные суммы.
Правительственные чиновники активизировались после того, как в сентябре 2000 г. в IRS пришло анонимное письмо, автор которого утверждал, что BDO старается быть менее заметной, ориентируясь в основном на индивидуальных клиентов, а не на крупные корпорации. В том же письме, ставшем впоследствии частью судебного дела, говорится, что руководство BDO с беспокойством наблюдало, как IRS запрашивает информацию о налоговых лазейках у компаний "большой пятерки". В какой-то момент было даже решено приостановить сомнительный бизнес, но затем руководство постановило продолжать продажу налоговых лазеек - по крайней мере пока Конгресс не внесет изменений в налоговое законодательство: как правило, законы в этой сфере не имеют обратной силы.
Чиновники IRS выделяют в деятельности BDO не менее семи эпизодов, в ходе которых закон мог быть нарушен. Клиенты компании в этих случаях искусственно завышали свои убытки с целью приуменьшить налогооблагаемую базу. Плата за соответствующую консультацию определялась в зависимости от снижения налоговых выплат, в то время как обычные услуги консультанта оплачиваются повременно. "Если компания продает налоговые лазейки достаточно агрессивно и проявляет изобретательность, то ее доходы оказываются очень и очень высокими, - говорит Ричард Помп, профессор права Коннектикутского университета. - Многие из таких услуг формально ненаказуемы, но, в принципе, с ними нельзя примириться. Переход на подобную практику - ужасная метаморфоза, происходящая в области финансовых услуг ".
Проводимое IRS расследование уже начинает сказываться на бизнесе компании. Если в 2000 г. доходы BDO от продажи налоговых схем выросли на 110%, то в 2001 г. рост составил лишь 12,5%. Очередной финансовый год, завершившийся для компании 30 июня, принес значительное сокращение доходов. Правда, руководство BDO объясняет это экономическими неурядицами. (WSJ, 13. 08. 2002).
КАНДИДАТ В "БОЛЬШУЮ ПЯТЕРКУ".
Показатели BDO Seidman в 2001 г.
Доход - $420 млн.
Рост доходов - 3%.
Численность сотрудников - 2054.
Число партнеров - 306.
Доход на одного сотрудника - $1,373 млн.