Маленькие машины - большие идеи
ТОКИО - В числе немногих японских компаний, по-прежнему процветающих после окончания национального экономического чуда, заметное место занимают автомобилестроительные. Один из секретов их успеха заключается в активном продвижении на местный рынок мини-автомобилей.
В ассортименте Toyota Motor представлены шесть сверхкомпактных моделей с забавными названиями типа Vitz, ist, bB и Funcargo. Honda Motor планирует выпустить пять подобных моделей, у Nissan Motor их пока две, вскоре должна появиться третья.
Такое многообразие объясняется чрезвычайно жесткой конкуренцией - за японский автомобильный рынок, объем которого составляет около трети американского, борются целых девять местных производителей. Продажи автомобилей в Японии достигли пикового значения в 7,78 млн штук в 1990 г., но в 2001 г. упали до 5,91 млн. В этой борьбе богатый ассортимент мини-машин ценой от $7000 становится очень важным козырем.
Японские потребители уже привыкли к безостановочному появлению все новых и новых моделей. Производители, включившиеся в эту гонку, вынуждены без конца разрабатывать новинки. Однако такой жесткий режим только усилил Toyota, Honda и возродившуюся Nissan. Все три компании объявляют о рекордных прибылях, их производство считается самым эффективным в мире, а продукция занимает первые строчки в рейтингах потребительской удовлетворенности. Совокупная прибыль трех ведущих компаний в 2001 г. составила $11,64 млрд, в то время как их американские конкуренты General Motors, Ford Motor и DaimlerChrysler закончили год с суммарным убытком в $5,4 млрд.
Руководители японских компаний считают такой результат закономерным - сказывается закалка, полученная на сверхконкурентном внутреннем рынке. Хотя рост прибыли этих компаний последнее время в основном определяется большими объемами продаж в США, основа для него была заложена в ходе адаптации к японскому рынку.
В самой Японии на автомобильном рынке почти безраздельно господствуют местные производители - на долю импорта приходится менее 5%. Традиционно сильной стороной японских автомобилестроителей считаются качество продукции и использование передовых методов производства, например доставка комплектующих точно в срок.
Японцы научились извлекать прибыли в таком непростом секторе, как поставка "нишевых" автомобилей, выпускаемых небольшими партиями. При этом успех достигается благодаря максимальному сокращению сроков разработки и запуска в производство новых моделей. В свою очередь короткий производственный цикл позволяет автомобилестроителю более чутко улавливать веяния моды и колебания спроса. К примеру, в январе Honda вовремя сориентировалась на повысившийся спрос в Канаде и США, ускорив производство модели Civic. Но успехи японцев объясняются не только ориентацией на постоянное обновление продуктовой линейки. Детройтские автомобилестроители в отличие от их заокеанских конкурентов вынуждены считаться с таким мощным негативным фактором, как контракты с профсоюзами, существенно повышающие цены на автомобили. На японские заводы в США влияние профсоюзов практически не распространяется. Кроме того, на руку японцам играет и курс обмена валют. Почти треть операционных прибылей Toyota в прошлом году получена за счет ослабления курса иены. Впрочем, ситуация на японском рынке труда также становится все более напряженной, а динамика валютных курсов иногда оборачивается и против японских автомобилестроителей. Тем не менее тройка ведущих японских производителей в течение 16 из последних 20 лет стабильно опережает детройтских конкурентов по прибыльности. За этот период Honda ни разу не объявила об убытках. Toyota последний раз опустилась ниже "красной черты" в 1950 г. В 2001 г. средний показатель прибыльности у трех японских лидеров автомобильного рынка составил 7,9%, а у трех детройтских компаний - всего 0,2%.
В первой половине 2002 г. совокупные продажи японских автомобилей сократились на 4%, но в категориях субкомпактных моделей и мини-вэнов Honda, к примеру, добилась столь значительного успеха, что объем ее продаж вырос по сравнению с прошлым годом на 11%. Именно эти категории автомобилей с двигателем объемом 1 - 1,5 л обеспечили Mazda оглушительный успех шесть лет назад. Другие компании быстро подхватили идею, и в 1999 г. Toyota выпустила мини-модель Vitz, отличавшуюся удобством, просторным салоном и невысокой ценой. После этого началась эпоха мини-седанов.
General Motors решила последовать моде, выпустив в октябре мини-внедорожник Cruze специально для японского рынка, но в целом эта машина продается хуже, чем планировали ее создатели. Более мелким конкурентам угнаться за японскими лидерами в частоте выпуска новых моделей просто не по силам. (WSJ, 5. 08. 2002)