US Airways пошла на банкротство
Компания US Airways Group, чьи самолеты были использованы террористами 11 сентября прошлого года, объявила о начале судебной процедуры банкротства. United Airlines, пострадавшая таким же образом, находится на грани банкротства. В заявлении о защите от кредиторов US Airways, седьмой по величине авиаперевозчик США, оценила свои активы в $7,81 млрд, а обязательства - в $7,83 млрд. В первом полугодии пассажиропоток компании упал на 17%, а убыток за тот же период составил $517 млн. Акционеры US Airways уже понесли значительные потери: котировки бумаг компании упали до $2,40 за акцию, что значительно ниже $18,32 - максимума, достигнутого в течение последних 52 недель.
Трудности в американской индустрии авиаперевозок начались за несколько месяцев до событий 11 сентября, причиной чему стали общее замедление экономики, а также высокие затраты на оплату труда: во время экономического бума 90-х профсоюзам удалось добиться у руководства авиакомпаний крупных повышений зарплат. Сегодня, почти через год после терактов, все крупнейшие американские авиаперевозчики, за исключением Southwest Airlines, продолжают нести убытки. Американское правительство выделило $5 млрд на прямую помощь пострадавшим авиакомпаниям, а для распределения этой суммы была создала Стабилизационная комиссия по делам авиаперевозчиков (ATSB). ATSB наделена также полномочиями выдавать гарантии по кредитам на общую сумму до $10 млрд. Этих денег пока не получил практически никто. Из 16 компаний, обратившихся за помощью, грант получила только America West Holdings. US Airways и United Airlines подали заявки и ждут решения властей. Впрочем, представители авиаиндустрии считают, что государственная помощь только навредит, поскольку прямые вливания не только не решают, но даже усугубляют основную проблему отрасли - высокую стоимость труда. Повышение зарплат, выбитое профсоюзом у одного работодателя, вынуждены повторять у себя и другие компании. А помощь государства лишь продолжает этот порочный круг. US Airways буквально за неделю до банкротства удалось добиться успеха в переговорах с профсоюзами и снизить зарплаты летчикам на $465 млн в год, однако для предотвращения банкротства этого не хватило. Начав банкротство, US Airways сможет снизить сумму своего долга, провести сокращения штата и зарплат и снова вернуться к прибыльности. Такой путь уже прошла Continental Airlines в 1993 г. Если гарантии будут получены, US Airways сможет привлечь $500 млн со стороны Credit Swiss First Boston и других инвесторов. Ожидается, что на банкротство вынуждена будет пойти и United Airlines, вторая по величине авиакомпания в США. Ее будущее сейчас в руках ATSB. Если United Airlines получит гарантии, она сможет привлечь около $2 млрд до конца года. Конкуренты United стремятся пролоббировать отказ в выдаче гарантий, ссылаясь на то, что она лидер отрасли по величине зарплат. "Если United получит кредит, то мы и другие авиаперевозчики просто умрем", - заявляет председатель совета директоров Continental Airlines Гордон Бетюн. Аналитик Credit Swiss First Boston Джим Хиггинс считает, что вероятность того, что United подаст на банкротство, - 75 - 80%. (WSJ, 13. 08. 2002)