Серьезные развлечения Walt Disney
На тревожные вопросы инвесторов, желающих знать, когда же Майкл Эйснер наконец "сделает что-нибудь" для спасения Walt Disney, он уверенно отвечает: "Уже сделал".
В течение 30 с лишним лет Эйснер занимает высшие посты в компаниях, специализирующихся на бизнесе развлечений. И, похоже, сегодня ему приходится решать самую серьезную проблему за все эти годы. Генеральным директором Walt Disney Эйснер стал в 1984 г., когда эта компания была в очень трудном положении. Благодаря уверенному руководству Эйснера дела быстро поправились, и на протяжении 12 лет бизнес непрерывно рос. Но в 1997 г. удача отвернулась от Walt Disney. Ежегодно прибыли компании сокращаются, а ее акции недавно в очередной раз существенно подешевели, достигнув уровня 1994 г.
Совет директоров, долгое время сохранявший пассивность, все более настойчиво требует от 60-летнего Эйснера мер по оздоровлению бизнеса. В Голливуде усиливаются слухи о возможной скорой отставке главы Disney, контракт с которым заканчивается в 2006 г. Сам руководитель компании утверждает, что его положение по-прежнему прочно.
В интервью, данном The Wall Street Jour-nal на прошлой неделе, Эйснер заявил, что, несмотря на ухудшившиеся финансовые показатели, Disney уже осуществила ряд программ, которые в будущем послужат ей основой для восстановления. В числе прочего Эйснер упомянул сокращение затрат, снижение капитальных расходов и увеличение притока наличности. Компания сумела упрочить свои ведущие брэнды, создав новые тематические парки в США, а также в Париже и Токио. Кроме того, Disney развивает свое кабельное телевидение, покупая кабельные сети вроде SoapNet, ESPNews и ABC или создавая новые.
Конкурирующим с Walt Disney корпорациям AOL Time Warner и Vivendi Universal сейчас приходится тратить немало усилий и средств, чтобы урегулировать последствия неудачных сделок на медиа-рынке. По словам Эйснера, перед его компанией такая проблема не стоит. Более того, он считает, что с началом общего восстановления экономики Walt Disney сумеет вернуться к былым показателям роста, имея на руках дополнительные козыри. Аналитикам остается только гадать, действительно ли за этими словами стоит реальный план, основанный на трезвом расчете. "Есть непреложные правила, которые и сейчас остаются в силе, - говорит Эйснер. - Делай свое дело. Если у тебя есть брэнды, сделай так, чтобы они работали в полной мере. Веди свою бухгалтерию как следует. Управляй компанией как следует".
Майкл Эйснер родился 7 марта 1942 г. в г. Маунт-Киско, штат Нью-Йорк. Его отец был преуспевающим адвокатом и предпринимателем, а мать возглавляла медицинский исследовательский институт.
Еще будучи студентом, Майкл подрабатывал в телекомпании NBC. В 1964 г. он закончил Университет Денисона, затем продолжил работу на телевидении. Некоторое время он продолжал сотрудничать с NBC, потом перешел в CBS. С 1966 г. он работал в компании ABC, где возглавлял отделы детских передач и планирования. Именно здесь он впервые добился заметного успеха в создании развлекательных программ. При нем ABC поднялась в рейтинге телекомпаний с 3-го места на 1-е.
В 1976 г. Эйснер оставляет ABC, чтобы заняться кинобизнесом. Получив должность президента Paramount Pictures, он снова добивается успеха - под его руководством компания, занимавшая 6-е место в киноиндустрии США, быстро становится лидером.
В 1984 г. Рой Дисней, племянник знаменитого Уолта Диснея и один из руководителей Walt Disney, предложил Эйснеру должности председателя совета и генерального директора этой компании. Для Walt Disney это было трудное время, основным источником прибыли компании были ее тематические парки, но и эта прибыль таяла.
Эйснер принимает предложение и снова оказывается на высоте - он с успехом диверсифицирует бизнес Walt Disney, превращая убыточную компанию в процветающую медиа-империю. Компания выпускает в этот период свои самые популярные фильмы на видео, открывает международную сеть фирменных магазинов, расширяет сеть тематических парков, продает старые диснеевские мультфильмы телекомпаниям и т. п.
К 1994 г. в составе империи Disney оказываются такие медиа-предприятия, как Disney Channel, Walt Disney Television, Touchstone Television, Miramax Films, Hyperion Books и Anaheim Mighty Ducks. В 1995 г. Эйснер в каком-то смысле замыкает логический круг, организуя для Walt Disney покупку Capital Cities/ABC. После этой сделки стоимостью $20 млрд под контролем Walt Disney оказываются в числе прочего 8 телестудий, 21 радиостанция, несколько кабельных телеканалов, влиятельных газет и журналов. Но уже на этом этапе появляются тревожные сигналы. Проект EuroDisney оказывается неудачным, у Эйснера усиливаются разногласия с другими руководителями компании. Постепенно проблемы обостряются, беспокойство инвесторов растет. Стратегией Эйснера недовольны и старейшие члены совета директоров - вице-президент Рой Дисней, владеющий пакетом в 17,5 млн акций, и его партнер Стенли Голд.
Сам Эйснер утверждает, что у него не прерываются тесные контакты со всеми остальными директорами и что они его в целом поддерживают. "Члены совета очень довольны, что наша компания не замешана в скандалах по поводу нарушения бухгалтерской отчетности, - говорит Эйснер. - Нам ни разу не пришлось приглашать на совет внешних консультантов для улаживания какой-либо неблаговидной ситуации".
Между тем Эйснеру и финансовому директору Walt Disney Тому Стэггсу вскоре придется доказывать перспективность своей стратегии перед Уолл-стрит. В прошлом году показатели телекомпании ABC оказались крайне неудачными из-за падения рейтингов и затянувшегося спада на рынке рекламы. На полноценное реформирование бизнеса ABC может уйти несколько лет, однако Эйснер с присущим ему оптимизмом заявляет, что эта компания в достаточно близком будущем могла бы стать телеканалом номер два в стране, а в дальнейшем она снова должна подняться на 1-е место.
Аналитики считают оздоровление ABC одной из самых тяжелых задач, стоящих сейчас перед Walt Disney, но Эйснер называет ее относительно простой. "Нужно только найти правильную концепцию, правильного директора и правильного продюсера, а как раз это в наших силах", - говорит глава Walt Disney. Что касается повышения посещаемости диснеевских тематических парков, то здесь возможности у руководства ограниченные, а сроки достаточно неопределенные. Нынешнее состояние экономики неблагоприятно сказывается и на других направлениях бизнеса Walt Disney, хотя есть и исключения - новый тематический парк DisneySea в Токио пользуется огромной популярностью и приносит значительный доход.
Очевидно, что на реформирование бизнеса Walt Disney уйдет немалое время, а пока Эйснеру и его команде остается только надеяться, что осенний сезон на телевидении не слишком разочарует. "Такая надежда у нас есть, - уверяет Эйснер. - Мы же попросту будем выполнять свою работу как можно лучше". (WSJ, 9. 08. 2002)