Корпорации не правят миром
Из 100 крупнейших "хозяйствующих субъектов" мира 29 являются частными корпорациями, а остальные - суверенными государствами. К такому выводу пришли экономисты Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD).
Крупнейшая в мире корпорация - американская нефтяная группа Exxon Mobil. Она занимает в рейтинге 45-е место и находится между Чили и Пакистаном. Россия в этом рейтинге на 18-м месте, между Аргентиной и Швейцарией.
Это исследование - не просто игры разума любопытных экономистов, а реплика в давней дискуссии о всемирной олигархии и захвате мира корпоративными баронами-грабителями. О том, что транснациональные корпорации правят миром, говорилось много, но наглядного их сопоставления с государствами до сих пор не было. Картина, которую нарисовали экономисты UNCTAD, не такая зловещая, как у радикальных антиглобалистов. Корпорации действительно играют значительную роль в мировой экономике, но говорить о том, что их вес в мире за последние десятилетия сильно увеличился, тоже нельзя. Добавленная стоимость, созданная 100 крупнейшими компаниями в 1990 г., составляла 3,5% мирового ВВП, а в 2000 г. - 4,5%. При этом доля "самых-самых" снижается: на 20 крупнейших корпораций в 1990 г. приходилось 1,8% мирового ВВП, а в 2000 г. - 1,5%.
"Наше исследование - это попытка ввести дискуссию о глобализации и зловещей роли корпораций в конструктивное русло, - сказал "Ведомостям" Мигель Перес-Люденья, один из экономистов UNCTAD, работавших над рейтингом. - Главная проблема в этом споре - методы сравнения. Мы попытались найти наиболее адекватные показатели".
Идеологи антиглобалистов обычно просто брали объемы продаж крупнейших компаний и сравнивали их с ВВП государств. Норина Хертц, экономист из Кембриджского университета, несколько лет назад опубликовавшая свое исследование о роли корпораций, пользовалась именно таким методом. При таком подходе в число 100 крупнейших экономических субъектов входила 51 корпорация. На эти данные впоследствии активно ссылались антиглобалисты.
Однако ВВП и объемы продаж - несопоставимые вещи. ВВП измеряет добавленную стоимость, созданную всеми субъектами, действующими в системе, объясняет Перес-Люденья. Поэтому для сопоставления у корпорации тоже нужно брать добавленную стоимость, т. е. сумму стоимости, наработанной капиталом и человеческим трудом. Показатель, которым пользовались в UNCTAD, - это сумма прибыли компании до налогов и заработков ее сотрудников.
"Это вполне корректное сопоставление, ведь ВВП стран, по сути, и состоит из добавленных стоимостей, производимых на ее территории, - полагает эксперт Института мировой экономики и международных отношений РАН Леонид Григорьев. - Вывод, который можно сделать из этого списка, состоит в том, что глобальная, в том числе социальная, ответственность президента крупной мировой корпорации должна быть очень высока. Ведь от его решений иногда зависит больше, чем от решения президента страны с правом голоса в ООН".
Цель исследования UNCTAD - не только в том, чтобы создать у публики более точное представление о роли корпораций в мире. По словам официального представителя России в UNCTAD Юрия Афанасьева, эта организация "сейчас пытается разработать ту идею, за которую когда-то бралась ООН, - это разработка кодекса поведения для транснациональных корпораций, которые определяют развитие экономики многих стран".