Schering-Plough потеряла кларитин
Федеральный суд отклонил притязания компании Schering-Plough на продление патента на производство популярного антигистаминного препарата кларитин (Claritin). Суд разрешил компаниям - изготовителям дженериков начать продажу дешевых копий этого лекарства с 19 декабря.
В опубликованном заявлении Schering-Plough говорится, что компания не согласна c судебным решением и будет подавать апелляцию. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что у американской фармацевтической компании практически не было шансов выиграть дела против 15 производителей дженериков. Но некоторые эксперты полагали, что Schering сможет убедить федерального окружного судью Нью-Джерси Джона Биссела продолжить разбирательство.
Продолжение тяжбы могло бы по меньшей мере на год задержать начало продаж дженериков, что позволило бы Schering-Plough получить несколько дополнительных миллиардов. Кроме того, это дало бы компании драгоценное время для того, чтобы переориентировать покупателей с кларитина на идущий ему на смену и практически идентичный препарат кларинекс, который еще на долгие годы имеет патентную защиту от копирования. Возможно, апелляция Schering-Plough все же и задержит запуск дженериков, однако срок этой задержки в лучшем случае будет исчисляться неделями, но никак не месяцами или годами. "Мы удовлетворены судебным решением", - заявил Джозеф Хайндс, адвокат производителя дженериков, компании Mylan Laboratories.
В аналогичной ситуации компания AstraZeneca смогла добиться почти годовой отсрочки запуска дженериков препарата прилозек (Prilosec) для лечения язвы. Судебные разбирательства по искам, относящиеся к этому лекарству, все еще продолжаются, а компания уже заработала около $3 млрд. Кроме того, AstraZeneca выиграла время, чтобы познакомить потребителей со своим новым, но практически идентичным препаратом нексиум. Одна из наиболее успешных компаний в своей отрасли в 1990-е, последние два года Schering-Plough испытывает значительные затруднения. Особое беспокойство вызывает потеря патентного права на кларитин, на который приходится до одной трети всех продаж компании и почти половина всей прибыли. Компания рассчитывала начать продажи кларинекса по меньшей мере за два года до истечения своего эксклюзивного патентного права на кларитин. Прежде всего для того, чтобы иметь запас времени для переориентирования покупателей на новый патентованный препарат.
Однако производственные проблемы привели к тому, что Администрация по контролю за продуктами питания и лекарствами США (FDA) одобрила данный препарат почти с годовой задержкой. Неприятности продолжаются, и компания ожидает, что ей придется заплатить по меньшей мере $500 млн в качестве штрафа FDA, чтобы уладить конфликт. Для того чтобы все же спасти хоть какую-то часть доходов от кларитина, Schering-Plough заявила, что в течение этого года собирается начать в аптеках его продажу без рецепта. Подобный подход значительно снижает прибыль, поскольку лекарства, отпускаемые без рецепта, обычно дешевле рецептурных. Но Schering-Plough надеется создать кларитину хороший имидж, чтобы лекарство приносило хоть какие-то деньги в течение продолжительного времени. О запуске конкурирующих версий кларитина уже объявили компании Wyeth и Johnson & Johnson. Ожидается, что выпуск дженериков кларитина скоро будет одобрен FDA. После одобрения все версии кларитина будут отпускаться без рецепта. (WSJ, 9. 08. 2002)