Связь порвалась


Раньше, когда мировые фондовые рынки, и прежде всего рынок США, падали, инвесторы теряли интерес к развивающимся рынкам. Однако раз витие ситуации за период с конца прошлого года свидетельствует о том, что позиция инвесторов изменилась. В то время как фондовые индексы развитых стран упали ниже "дна", достигнутого после терактов 11 сентября, и вернулись к уровню 4 - 5-летней давности, акции развивающихся стран выросли после терактов более чем на 20%. Большим интересом инвесторов пользуются и облигации развивающихся стран.

Конечно, массовый обвал на фондовом рынке США в июне и июле не мог не сказаться на развивающихся рынках, индексы которых упали с пика, достигнутого в апреле - мае. Однако аналитики отмечают, что зависимость развивающихся рынков от рынков развитых стран существенно ослабла. Джон-Пол Смит, руководитель отдела мировых развивающихся рынков в швейцарском инвестиционном фонде Pictet, выражается еще более однозначно: "Рабская зависимость развивающихся рынков от Уолл-стрит разорвана". Наблюдая за глубоким падением в июле на рынках развитых стран, многие инвестиционные фонды решили перевести часть средств на развивающиеся рынки, которые сегодня обладают более высокой устойчивостью и потенциалом роста. По данным исследования J.P. Morgan Chase, во второй половине июля управляющие фондами перевели в облигации развивающихся стран около $1 млрд. По словам автора исследования Джонатана Бейлисса, частично это объясняется тем, что крупные фонды переводят средства в облигации из более волатильных акций. "Некоторые инвесторы рассматривают облигации развивающихся стран как хорошую, приносящую высокий доход замену их вложениям в акции, - говорит Бейлисс. - Можно было бы ожидать, что падение на фондовых рынках приведет к оттоку средств из рискованных активов [какими считаются бумаги развивающихся стран], однако наблюдается обратный процесс".

По словам Джона Клири, управляющего фондом в Invesco, во времена высокой волатильности особое значение приобретает необходимость диверсификации активов и "размывания" рисков. Развивающиеся рынки как раз предоставляют такую возможность. "Мы не можем избежать проблем, но мы можем размыть их", - говорит Клири. Он управляет фондом, инвестирующим в высокодоходные корпоративные и государственные облигации развивающихся стран (средства вложены в обязательства 32 стран и 1500 компаний). Доход от инвестиций составил с начала года 2,5%. Два года назад большинство фондов ориентировалось на составляемый банком J.P. Morgan индекс облигаций развивающихся стран EMBI +, значительные доли в котором принадлежат таким странам, как Бразилия и Россия. Сегодня многие инвесторы ориентируются на более диверсифицированный EMBI Global Diversified Index, в котором риски распределены более равномерно по большему числу стран. Это особенно важно для инвесторов, учитывая падение цен бразильских облигаций из-за политической и экономической нестабильности в стране. Потребность в диверсификации снова сделала привлекательными облигации Польши, Чехии и Венгрии, которые до недавнего времени не пользовались популярностью из-за низкой доходности (эти страны имеют инвестиционный кредитный рейтинг). По-прежнему популярны у инвесторов и российские бумаги. При этом выводятся средства из облигаций и акций Бразилии, Уругвая и Венесуэлы. Компенсировать падение в Латинской Америке помогли азиатские рынки, которые, пожалуй, менее всех остальных зависят сегодня от ситуации на рынке США. Именно устойчивостью азиатских акций к внешнему воздействию в значительной степени объясняются хорошие показатели фондовых рынков развивающихся стран в целом. "Основное внимание инвесторов сегодня снова сосредоточено на экономических и финансовых показателях каждой конкретной страны, а не на общемировой тенденции", - говорит Смит. Бухгалтерские скандалы в США подорвали доверие инвесторов в развитых странах, однако для развивающихся рынков проблемы плохого корпоративного управления, отсутствия прозрачности и неточных финансовых показателей не новость. "Бухгалтерские скандалы не вызвали шока у инвесторов, вкладывающих средства в развивающиеся страны", - говорит Каспер Бартхоулди, главный экономист по развивающимся рынкам Credit Suisse First Boston. Такого рода риск, по его словам, уже заложен в цены акций, которые торгуются со значительным дисконтом к акциям американских и европейских компаний. (FT, 6. 08. 2002)