Гибриды на конвейере
ДЕТРОЙТ - Корпорация Ford Motor работает над созданием гибридных автомобилей, оснащенных как бензиновым, так и электрическим двигателем. В ближайшие годы на рынке могут появиться гибридные модели Volvo, Land Rover, Mazda и т. д.
До сих пор гибридные автомобили на американский рынок поставляли только Toyota Motor и Honda Motor. Их компактные модели позволяют экономить до 40% топлива по сравнению с традиционными машинами. Правда, и стоят такие гибриды на несколько тысяч долларов больше.
Ожидается, что гибридная версия внедорожника Ford Escape появится в конце 2003 г. Вероятно, партнером Ford по обеспечению комплектующих для новых автомобилей станет Toyota.
"Пока мы пытаемся определить, какие еще модельные ряды можно перевести на новую технологию, а также какие сроки для этого потребуются", - говорит Прабхакар Патил, глава проекта по разработке гибрида Escape.
Стремясь сократить затраты, связанные с реализацией еще не вполне зрелой технологии, Ford ведет переговоры о сотрудничестве с Toyota и рядом других поставщиков. По словам Патила, корпорация рассчитывает таким образом унифицировать требования к новому виду продукции, нормы и спецификации. Применение единых стандартов для комплектующих существенно сократит расходы производителей.
Еще несколько лет назад руководство Ford не проявляло энтузиазма по поводу перспектив гибридных машин. Специалисты говорили об их неэффективности и непрактичности. Однако сегодня второй по величине автомобилестроитель в мире усматривает в данном направлении "огромный потенциал для развития бизнеса". Патил утверждает, что интерес потребителей к новому Escape быстро растет, особенно после того, как было объявлено, что Ford планирует выпустить также гибридные внедорожники Freelander, Volvo XC90 и Mazda Tribute.
Ожидается, что гибридный Escape будет стоить около $25 000. По словам Патила, разработчики машины постарались обеспечить ее максимальную совместимость с другими моделями Ford, чтобы минимизировать издержки покупателей. Все это, как считает Патил, делает шансы новой машины на массовом рынке весьма благоприятными.
Особое внимание Ford уделяет сокращению затрат на производство нестандартных комплектующих, в частности аккумуляторов, электродвигателей и управляющей электроники, - именно с этой целью компания унифицирует спецификации с Toyota. Син Канада, член совета директоров Toyota, подтвердил, что японская компания ведет с Ford переговоры по ряду вопросов, включая производство бензиново-электрических гибридов. По словам инженеров Toyota, унификация технологий заключается в том, что японская компания, раньше конкурента приступившая к производству гибридов, предоставляет Ford свои разработки.
Патил подчеркивает, что сотрудничество между компаниями не отменяет конкуренцию. Соперничающие автомобилестроители давно уже используют запчасти, созданные по единым спецификациям, например шины и аккумуляторы. При производстве гибридных автомобилей около 60% стоимости всех комплектующих приходится на батареи, электродвигатели и управляющую электронику, поэтому для сокращения затрат необходимо сделать производство новой продукции массовым, доведя его до уровня по крайней мере 300 000 штук в год.
Джим Пресс, один из руководителей американского подразделения Toyota, сообщил, что вскоре на рынке США должны появиться новые гибридные модели под марками Toyota и Lexus. Другой представитель компании, Дон Эсмонд, утверждает, что к 2005 г. Toyota планирует довести общемировые продажи гибридов до 300 000 штук в год. Несколько новых моделей такого рода будут показаны на январском автошоу в Детройте.
По словам Пресса, его компания "очень серьезно рассматривает возможности использования гибридных двигателей в моделях Lexus, где новая технология способна обеспечить значительную экономию топлива в сочетании с выигрышем в мощности". Новые модели гибридов Lexus, вероятно, будут оснащаться теми же комплектующими, что и мини-вэны Toyota Estima, также использующие гибридные двигатели. (WSJ, 30. 07. 2002)