Оптимизм во время чумы


ПАРИЖ - В этом году аэрокосмическая компания Dassault Aviation проиграла в двух международных тендерах на поставку истребителей, а также упустила крупный заказ на поставку гражданского лайнера. Тем не менее председатель совета директоров и генеральный директор компании Шарль Эдельстен выглядит вполне довольным. По его словам, бизнес Dassault развивается успешно, несмотря на общемировой спад в авиационной отрасли.

Во Франции, как и во многих других странах, растут расходы на военные нужды, поэтому спрос на выпускаемые Dassault истребители Mirage и многоцелевые боевые самолеты Rafale должен остаться высоким, хорошо продаются и реактивные самолеты административно-делового назначения Dassault Falcon. Как утверждает Эдельстен, руководство Dassault осуществляет четкую стратегию, благодаря которой компания в очередной раз сможет завершить финансовый год с прибылью, а объем наличных средств, имеющихся сейчас в ее распоряжении, составляет 2,6 млрд евро.

Для Dassault Aviation и лично для ее руководителя характерно стремление выделиться из общего фона, бросить вызов нормам. В то время как многие корпоративные боссы сегодня выглядят олицетворением серьезности и даже суровости, лицо Эдельстена не покидает озорная улыбка. Вопреки французскому национальному стереотипу поведения глава Dassault не скрывает своего восхищения коммерческими успехами США. Если мировая аэрокосмическая отрасль в течение последнего десятилетия консолидировалась и сейчас оказалась поделенной между горсткой транснациональных концернов, то Dassault так и осталась сравнительно небольшой компанией, семейным бизнесом.

Пример Dassault доказывает, что на рынке летательных аппаратов компания может добиться успеха, даже не будучи производственным гигантом. Бизнес Dassault отличается сфокусированностью, гибкостью и динамичностью. При этом французскую компанию не коснулись проблемы слияний и интеграции, с которыми столкнулись многие ее более крупные конкуренты. Dassault стабильно получает прибыль, предлагая достаточно узкий ассортимент высококачественной продукции, пользующейся хорошей репутацией. Однако эта продукция становится все более и более сложной, затраты на исследования и разработку в авиационно-космической отрасли быстро растут, и компания-одиночка, возможно, недолго сможет сохранять свою гордую независимость.

Впрочем, Эдельстен и на этот счет не теряет оптимизма. Уровень прибыльности у Dassault почти достигает 8% - это больше, чем у большинства соперников-гигантов. Кроме того, по словам руководителя французской компании, у нее есть все необходимые для продолжения успешной деятельности ресурсы, включая передовые технологии, квалифицированных специалистов и наличные деньги.

Будучи единственным поставщиком боевых самолетов для французской армии, Dassault гарантированно имеет очень крупного, хотя и не всегда предсказуемого заказчика. Поскольку контрольный пакет акций компании находится в руках семейства Дассо (остальные 46% принадлежат концерну European Aeronautic Defense & Space, контролирующему также Airbus), Эдельстен в значительной степени избавлен от необходимости улаживать отношения с акционерами. Лишь очень небольшое число акций Dassault торгуется на Парижской фондовой бирже.

И все же компании в течение ближайших лет придется решать ряд непростых проблем. Конкуренция на рынке реактивных самолетов обостряется, и, если ситуация в мировой экономике и на фондовых рынках не выправится, продажи дорогих самолетов могут серьезно пострадать. Поставки боевого самолета Rafale, который должен стать для французских ВВС и ВМС истребителем следующего поколения, уже замедлились, добиться заказа на экспорт Rafale пока тоже не удалось. Между тем международные тендеры на поставку боевых самолетов проходят в обстановке все более ожесточенной борьбы.

Эдельстен утверждает, что предпринимаемые им в последнее время шаги, направленные на оптимизацию и диверсификацию бизнеса, улучшают положение компании. Начиная с 1994 г. он добивался изменения структуры бизнеса Dassault, ориентированной прежде всего на военные самолеты, - в фокусе стратегии Эдельстена были самолеты для административных и деловых целей. В результате Dassault оказалась устойчивее к экономическим потрясениям, чем конкуренты, предлагающие более дешевую продукцию. За последние семь лет руководитель Dassault сократил число сотрудников с полной занятостью и почти утроил доходы в расчете на одного сотрудника. С 1997 по 2001 г. прибыль компании выросла на 30%. "Моя цель - создать очень гибкую компанию", - говорит Эдельстен. Глядя на то, как уверенно он держится, сидя в своем офисе Dassault на берегу Сены, можно поверить, что недавние трудности компании не являются для нее чем-то серьезным.

В марте корпорация UAL, владеющая авиакомпанией United Airlines, заморозила свой бизнес, связанный с лизингом самолетов. В результате заказ на аренду нескольких десятков машин, в том числе 46 лайнеров Dassault Falcon, был отменен. До этого в портфеле подразделения Falcon за 2001 г. числилось 119 заказов, что делало этот год одним из самых удачных в истории компании. После отмены заказа в портфеле осталось 73 позиции - это меньше среднегодового показателя за последние годы. "Но начиная с февраля поток заказов пошел нормально", - утверждает Эдельстен. По его оценке, компания сможет получить в этом году 80 заказов, т. е. среднегодовую норму для Falcon.

На мировом рынке боевых самолетов, по словам Эдельстена, США неоднократно использовали политические рычаги, чтобы обеспечить преимущество американским компаниям в ущерб интересам Dassault. В частности, так было во время недавних тендеров в Южной Корее и Нидерландах, где политическое давление со стороны Вашингтона обеспечило победу корпорациям Boeing и Lockheed Martin и еще больше закрепило доминирующее положение американских производителей. Однако Эдельстен указывает, что его компании достаточно выиграть всего один международный тендер из семи, чтобы сохранить свою нынешнюю долю рынка. Самолеты Mirage составляют основу военно-воздушных сил многих стран в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в ряде других регионов Азии. "Очень многие правительства не желают покупать американскую продукцию или как-то зависеть от правительства США", - поясняет глава Dassault.

Впрочем, некоторые аналитики считают, что финансовое бремя, связанное с исследованиями и разработкой новых поколений боевых самолетов, может оказаться Dassault не по силам. "Возможно, компании и не следует расширяться, но ей не обойтись без инвестиций в НИОКР, а для этого она должна стать частью более мощной структуры", - говорит Пол Бивер, независимый лондонский исследователь рынка вооружений.

Сейчас на вооружении ВВС во всем мире находятся 1145 самолетов Mirage, и для них требуются запасные части, а также услуги по сопровождению и модернизации. Для Dassault это означает относительно небольшой, но стабильный доход. По мнению многих аналитиков, у компании есть неплохие шансы получить от ВВС Бразилии новый заказ объемом порядка $700 млн. (WSJ, 23. 07. 2002)