"СОК" продал завод


САМАРА - Группа "СОК", один из крупнейших поставщиков комплектующих "АвтоВАЗа", отказалась от проекта по производству аккумуляторов. Как стало известно "Ведомостям", "СОК" продал принадлежащие ему акции иркутского завода "АкТех-Байкал", продукцию которого закупает "АвтоВАЗ". Как считают эксперты, одна из причин этого - открытие нового аккумуляторного завода в Тольятти.

В группу компаний "СОК" (Самара) входит порядка 40 предприятий. Это производители автокомплектующих ("Пластик", "ОСВАР", "Автоприбор" и др.) и самих автомобилей ("РосЛада", "Ижмаш-Авто"). "АкТех-Байкал" ежегодно выпускает около 500 000 аккумуляторов, большую часть из них продает на вторичном рынке. Цена аккумулятора на вторичном рынке составляет около 700 руб. за штуку, "АвтоВАЗ" покупает их по 530 руб. Сейчас "АкТех-Байкал" удовлетворяет примерно треть потребностей "АвтоВАЗа" в аккумуляторах. Другие крупные поставщики - завод "Иста" (Украина) и Тюменский аккумуляторный завод. В 2000 г. "СОК" приобрел более 25% акций "АкТех-Байкала" у владельца контрольного пакета - компании "АкТех". Партнеры поделили контроль над финансовыми и товарными потоками завода. "АкТех" стал заниматься поставками аккумуляторов на вторичный рынок, а "СОК" должен был наладить поставку аккумуляторов на "АвтоВАЗ".

Теперь "СОК" решил выйти из этого проекта. Высокопоставленный источник в руководстве группы рассказал "Ведомостям", что недавно она продала свою долю в проекте. "Сделка документально оформлена, все расчеты по ней будут завершены в ближайшее время", - сообщил он. Представитель "СОКа" отказался сообщить, кому группа продала акции "АкТех-Байкала". Но в иркутском офисе "АкТеха" утверждают, что группа "СОК" продала свою долю в аккумуляторном заводе именно ей. Менеджер по продвижению компании "АкТех" Юлия Карпушенко говорит, что уход группы "СОК" пока не сказался на сбытовой политике "АкТеха" и предприятие продолжает поставлять аккумуляторы на "АвтоВАЗ", "РосЛаду" и ГАЗ. "Сейчас идут переговоры о поставках батарей на УАЗ и на сборочные предприятия, занимающиеся производством Ford и Kia", - сообщила Карпушенко.

"СОК" не объясняет, почему решил выйти из состава акционеров "АкТех-Байкала". Но эксперты считают, что это могло произойти из-за того, что у иркутского предприятия недавно появился серьезный конкурент - аккумуляторный завод "Акком", построенный недалеко от Тольятти. "Понятно, что с нового завода поставлять аккумуляторы в Тольятти дешевле, чем из Иркутской области", - говорит специалист ИК "Ренессанс Капитала" Оганес Оганисян. "Акком" создан испанским концерном Tudor и группой тольяттинских предпринимателей - владельцев КБ "Потенциал", "Лепта-банка", "Лада-Брокера" и ряда других местных компаний. Эти предприниматели так же, как и "СОК", являются крупными поставщиками на "АвтоВАЗ". Продукция "Аккома" пока проходит испытания и не поставляется на завод. По словам председателя совета директоров "Аккома" Владимира Кожухова, именно появление "Аккона" могло подтолкнуть "СОК" к выходу из числа акционеров "АкТех-Байкала". Он также полагает, что сам "АкТех-Байкал", оснащенный устаревшим оборудованием, мог показаться "СОКу" бесперспективным. В 2001 г. завод даже не смог "выбрать" всю данную "АвтоВАЗом" квоту (230 000 аккумуляторов), поставив на завод лишь 150 000 шт. Директор "АвтоВАЗа" по закупкам Михаил Поляков сказал "Ведомостям", что пока предложений от "Аккома" о поставках аккумуляторов на завод не поступало. По словам Полякова, новое предприятие привлекательно тем, что расположено рядом, но выбор в качестве поставщика будет обусловлен только качеством и ценой. А "АкТех-Байкал", по мнению Полякова, выпускает качественную продукцию и оборудование на заводе хорошее - 10 лет назад его ставил туда сам "АвтоВАЗ". "Тот факт, что группа компаний "СОК" вышла из числа акционеров иркутского завода, ничего не значит, - говорит Поляков. - Мы заключаем контракты не с учредителями, а с самим предприятием".