Кто главный в Vivendi Universal?


Формально новым руководителем Vivendi Universal является Жан-Рене Фурту, но фактически наибольшим влиянием в корпорации пользуется Клод Бебеар, основатель страховой компании Axa. Бебеар помог организовать отставку колоритного председателя совета Vivendi Жана-Мари Месье, предложил ему на смену своего давнего приятеля Фурту, а сам занял кресло в совете директоров этой медиа-корпорации.

Что же побудило 66-летнего Бебеара, уже всерьез подумывающего о пенсии, не владеющего ни одной акцией Vivendi и до сих пор не имевшего с корпорацией ничего общего, стать ее движителем и главным координатором усилий, направленных на финансовое оздоровление? "Я очень обеспокоен тем, что одна из важнейших компаний Франции оказалась на грани банкротства, - говорит Бебеар. - Речь идет о проблеме национального масштаба". Действительно, еще полтора года назад Vivendi была второй в стране компанией по объему рыночной капитализации и крупнейшим частным работодателем.

Влияние Бебеара в деловых кругах столь велико, что его часто называют "крестным отцом" французской финансовой системы. За три десятилетия он с нуля построил Axa и превратил ее в одного из крупнейших игроков на мировом рынке страхования. Пару лет назад Бебеар отошел от повседневного управления своей компанией, оставшись во главе ее попечительского совета, однако по-прежнему является ключевой персоной французского бизнеса. Двадцать лет назад Бебеар основал клуб Entreprises et Cites, объединяющий директоров крупнейших компаний Франции. На приемах, организуемых клубом раз в полтора месяца, бывают виднейшие политические и общественные деятели страны.

В последнее время много говорят о необходимости демонтажа империи, созданной Месье, с целью сократить ее гигантские долги. Однако совет директоров, по словам Бебеара, не спешит принимать решения о продаже принадлежащих Vivendi американских активов, связанных с развлекательным бизнесом.

В понедельник Бебеар вместе с Фурту и директором Vivendi Анри Лахманном провели совещание, на котором руководители всех подразделений корпорации представили свои соображения по поводу того, какие бизнес-структуры следует сохранить, а какие продать. Для участия в совещании в Париж прилетели зубры развлекательного бизнеса - глава Vivendi Universal Entertainment Бэрри Диллер, глава Universal Studios Рон Мейер и руководитель Universal Music Даг Моррис.

Впрочем, Бебеар собирается заниматься Vivendi самое большее полгода-год - затем он вернется к своему хобби. Бебеар - член клуба спортивных болельщиков "Варвары", которые повсюду сопровождают национальную сборную Франции по регби. Фурту и Лахманн также состоят в этом клубе.

Друзья и коллеги Бебеара утверждают, что в течение последних месяцев он очень живо следил за злоключениями Vivendi, вызванными легкомысленными действиями Месье. Активно вмешиваться в дела корпорации Бебеар начал в апреле. Именно тогда он поделился своей озабоченностью с Лахманном и публично раскритиковал Месье в радиопередаче. В июне, когда обострились противоречия между Месье и семейством Бронфманов, у которого два года назад Vivendi купила компанию Seagram, именно Бебеар стал центральной фигурой, вокруг которой сплотились французские и американские менеджеры Vivendi.

Немалую роль в данном случае сыграла хорошая репутация Бебеара в США. В 1990-х он сделал Axa одним из крупнейших американских страховщиков и финансовых брокеров, купив концерн Equitable. В 2000 г. Бебеар, воспользовавшись взлетом на фондовом рынке, продал инвестиционный банк Donaldson Lufkin & Jenrette банку Credit Suisse First Boston за $11,5 млрд.

Если приход Месье на американский рынок развлечений был подобен гастролям рок-звезды, то продвижение Бебеара на этот рынок можно считать примером сдержанности и скромности. "При общении с Месье у американцев оставалось ощущение, что он их поучает, - говорит Бебеар. - Такой стиль неприемлем для человека, собирающегося делать бизнес в другой стране".

На парижском совещании совета директоров 25 июня противоречия между американцами и французами дошли до предела. После этого, как утверждают осведомленные источники, представитель семьи Бронфманов связался с Бебеаром и попросил его взять на себя руководство Vivendi. Бебеар ответил вежливым отказом, но порекомендовал вместо себя Фурту - своего старого приятеля по регби, который недавно ушел с руководящего поста в фармацевтической корпорации Aventis.

На совещании 3 июля совет директоров принял отставку Месье и назначил на его место Фурту.

Члены совета также единодушно проголосовали за назначение Бебеара главой вновь созданного финансового комитета. Бебеар принял назначение и вернулся из отпуска, в котором он в тот момент находился. С этого времени он интенсивно работает, пытаясь выправить курс Vivendi. После нескольких совещаний, длившихся до глубокой ночи, новые руководители Vivendi смогли убедить кредиторов предоставить корпорации дополнительный кредит в 1 млрд евро, чтобы предотвратить ее финансовый крах. Бебеар также назначил независимый аудит, чтобы разобраться с проблемами отчетности корпорации. Задействовав свои связи, он на прошлой неделе нанял нового финансового директора взамен дискредитировавшего себя Гийома Анзо.

Инвесторы надеются, что Бебеар сумеет реализовать в Vivendi корпоративный стиль Axa, основанный на прозрачности. Под руководством Месье Vivendi зачастую публиковала данные, вводившие инвесторов в заблуждение. В результате на прошлой неделе в Федеральном суде Манхэттена против корпорации был возбужден классовый иск. Истцы обвиняют Месье в мошенничестве с ценными бумагами и сокрытии имевшихся у Vivendi проблем с ликвидностью.

Возможно, Бебеар попытается убедить других руководителей корпорации в необходимости разделения совета на два независимых органа - один будет заниматься управлением, другой возьмет на себя функцию надзора. Это позволит предотвратить неоправданную концентрацию власти, характерную для правления Месье. "Сейчас в руках генеральных директоров французских компаний сосредоточена слишком большая власть", - считает Бебеар. (WSJ, 22. 07. 2002).

О КОМПАНИИ.

Vivendi Universal - третья по величине в мире медиа-компания (после AOL Time Warner и Walt Disney). Свое нынешнее название конгломерат получил в 2000 г., когда французская Vivendi приобрела канадскую Seagram (владельца Universal Music Group и Universal Studios) и 51% европейского провайдера платного телевидения CANAL+, клиентская база которого составляет почти 15 млн человек. В 2001 г. Vivendi купила музыкальный интернет-портал mp3.com. Кроме того, она владеет издательским домом Vivendi Universal Publishing, 44% акций телекоммуникационной компании Cegetel и 63% акций Vivendi Environment - крупнейшей в мире компании по водоснабжению. Собственно, Vivendi и начиналась как "водная" компания. Главным инициатором ее превращения в медиа-конгломерат был генеральный директор Жан-Мари Месье, ушедший в отставку в начале июля. Объем продаж в 2001 г. составил $51,1 млрд, однако компания понесла крупнейший в корпоративной истории Франции убыток - $12 млрд.