Boeing ругает Airbus
На прошлой неделе совет директоров "Аэрофлота" одобрил приобретение в 2004 г. 18 среднемагистральных самолетов А-320 (12 из них будут куплены, а шесть - получены в лизинг) и девяти дальнемагистральных Boeing-767. Сумма сделки с Airbus оценивается в $600 млн. А вчера компания объявила о контракте с Virgin Airlines на сумму $1,9 млрд.
В воскресенье американская авиастроительная корпорация Boeing осудила своего главного конкурента Airbus за "безответственный" отказ от снижения объемов производства на фоне продолжающегося кризиса авиационной индустрии. Руководство Boeing считает, что при объемах продаж, запланированных Airbus на ближайшие годы, всю отрасль ожидает еще более глубокая рецессия.
Airbus, принявшая решение о двухлетнем сокращении поставок, намерена к 2004 г. вновь увеличить их: в 2002 - 2003 гг. планируется продать по 300 самолетов, а в 2004 г. - увеличить их число до 320 - 340. Пик поставок пришелся на 2001 г. (325 судов). По мнению руководства компании, после терактов 11 сентября, когда резко упал спрос в авиационном секторе, Airbus и так пришлось достаточно сильно урезать свои планы на 2004 г. (первоначально предполагалось к 2003 - 2004 гг. увеличить поставки до 450 самолетов).
Руководители обеих компании высказали свои позиции в интервью накануне начавшегося 21 июля авиашоу в Фарнборо. По словам гендиректора Boeing Алана Мьюлелли, прогноз на 2003 г. по индустрии выглядит еще мрачнее, чем предполагали ранее аналитики, и Boeing беспокоит то, что Airbus не предпринимает решительных мер по сокращению производства. Шесть крупнейших авиалиний США закончили II квартал с совокупным убытком $1,5 млрд. Поскольку сейчас 2000 самолетов из флота Boeing стоят на базе и не используются, компания считает необходимым сократить производство новых судов. "Как бы ни было это болезненно для нас, мы должны резко сократить производство, чтобы помочь отрасли", - заявил Мьюлелли.
А директор по производству Airbus Густав Хумберт видит причину дискуссии в том, что его компания более эффективна, чем Boeing. По его подсчетам, чтобы достичь такого же уровня выработки на одного сотрудника, как у его компании, Boeing придется сократить еще 8000 - 15 000 рабочих мест. Airbus не планирует новых увольнений.
В четверг ожидается полугодовой отчет European Aeronautic Defence and Space company (EADS), владеющей 80% акций Airbus, в котором компания сообщит о прибылях. По словам Райнера Хертриха, генерального содиректора EADS, операционная прибыльность Airbus выше, чем у подразделения пассажирских судов Boeing, даже при том, что Airbus пришлось затратить огромные суммы на исследование и развитие модели А380 - гигантского суперлайнера, запуск которого намечен на 2006 г. По свидетельству Аксела Арендта, финансового директора EADS, Airbus использует лишь "очень, очень небольшую часть" из 1,8 млрд евро - суммы, выделенной советом директоров EADS в этом году на кредитование потребителей продукции Airbus. (WSJ, FT, 21. 07. 2002)