Модные брэнды в опасности


Американский рынок вызывает все большее беспокойство у дизайнеров одежды и домов высокой моды. Торговая практика свидетельствует: покупатели все чаще отдают предпочтение дешевой одежде из супермаркетов, а не произведениям известных кутюрье. Эксперты уже заговорили о радикальной смене покупательских ценностей.

Нью-йоркское агентство по маркетинговым исследованиям Brand Keys опросило 7500 покупателей одежды, желая выяснить степень их приверженности тем или иным брэндам и ее динамику за последние годы. 57% опрошенных заявили, что громкое имя производителя для них теперь не так уж и важно. Лишь 10% признали, что привлекательность дорогой этикетки для них в последнее время повысилась. Интересно, что как мужчины, так и женщины, опрошенные в ходе исследования, заявили, что стали больше ценить логотипы спортивных марок одежды (включая лейблы американских национальных и местных команд). Наибольшее равнодушие проявили потребители в возрасте 45 - 59 лет: 69% из них сообщили, что фирменный ярлык для них значит "меньше" или "гораздо меньше", чем прежде. Однако и среди респондентов в возрасте от 21 года до 34 лет таких 41%.

Объем американского рынка одежды составляет примерно $166 млрд. Сегодня привлекательность для потребителя и, соответственно, прибыльность товара в меньшей степени, чем прежде, зависят от торговой марки, говорит Роберт Пассикофф, президент Brand Keys. Ценности стали иными: сегодня многие гордятся не тем, какой дорогой на них костюм, а тем, как разумно и рачительно они расходуют средства.

Пик ажиотажа по поводу модных лейблов пришелся на 1970 - 1980-е гг., когда все вещи, от джинсов до маек, были изукрашены надписями: Jordache, Gloria Vanderbilt, Calvin Klein и т. п. Престижные наклейки усеяли практически всю продукцию индустрии моды: на них обращал внимание каждый - от тинейджеров до почтенных дам и мужчин солидного возраста. Однако в последнее время стереотипы поведения изменились: демократизация привела к изменению покупательских привычек и склонностей в отношении одежды. Даже среди молодых покупателей громкие дизайнерские имена перестают быть помощниками в продвижении товара.

Некоторые эксперты объясняют такой спад покупательского интереса развитием рынка небольших частных брэндов. "Если вещь имеет подходящий покрой, подходящий цвет и идет покупателю, не имеет значения, кто ее сшил", - говорит Роберт Бачанан, аналитик A.G. Edwards. Дизайнерам с мировыми именами остается только подстраиваться под вкусы публики, чтобы и их продукцию вновь начали покупать так же охотно, как повседневную одежду в дешевых отделах супермаркетов. (WSJ, 17. 07. 2002)