Nokia готовится ответить на вызов Microsoft


Microsoft - не единственная угроза для Nokia. Развитие рынка связи сейчас резко замедлилось, надежды на высокие доходы от развертывания систем связи третьего поколения (3G) не оправдались. Конкуренция быстро растет - Samsung, Siemens и Motorola увеличивают свои доли рынка, карманные компьютеры все чаще оснащаются радиоантеннами. Компании Motorola, Ericsson и Qualcomm продают независимым разработчикам лицензии на свои ключевые технологии, что делает рынок сотовой связи более открытым для новых игроков.

Руководство Nokia серьезно обеспокоено: мировое лидерство этой компании на рынке мобильных телефонов может оказаться под угрозой. Опасность исходит вовсе не от Motorola, занимающей в списке производителей сотовых трубок вторую строку после Nokia, а от Microsoft. Стратегия этой корпорации ориентирована на интеграцию персональных компьютеров и технологий беспроводной связи.

Microsoft в последнее время уделяет повышенное внимание рынку "персональных цифровых помощников" - карманных компьютеров, обладающих телекоммуникационными функциями. Развитие этого рынка смещает фокус технологий связи - передача данных становится важнее, чем передача голоса, а программное обеспечение начинает играть большую роль, чем оборудование.

Если предлагаемая Microsoft операционная система для мобильных устройств станет стандартом де-факто, Nokia уже не сможет удерживать свою норму прибыли на уровне выше 20%. Влияние Microsoft на индустрию связи может оказаться сопоставимым с ее влиянием на мир персональных компьютеров - интеллектуальные телефоны станут массовым недорогим товаром. "Nokia в течение еще 10 лет будет сохранять лидерство, так же как IBM сохраняет лидерство в секторе вычислительных средств, - говорит один из аналитиков. - Но если прибыльность Nokia опустится до уровня IBM, бизнес компании коренным образом изменится".

Впрочем, Nokia имеет неплохие шансы отстоять свои лидирующие позиции. До сих пор финская компания удерживает 36% мирового рынка мобильных телефонов. Большие масштабы обеспечивают ей преимущества во многих аспектах - от закупок комплектующих до проведения исследований и разработок. Сильными сторонами Nokia остаются дизайн, качество исполнения, логистика, финансовая стабильность и мощный брэнд. Однако признаки обеспокоенности Nokia по поводу стратегии Microsoft налицо. Достаточно отметить решение компании о продаже лицензий на программное обеспечение Series 60.

Покупателями этих лицензий уже стали компании Siemens и Matsushita. Программа Series 60 работает в среде операционной системы Symbian, которую используют многие ведущие производители мобильных устройств. Прямым конкурентом Series 60 является программа Microsoft Smart Phone, иначе называемая Stinger.

Решение Nokia относительно Series 60 таит опасность и для самой финской компании, поскольку дает конкурентам, в частности Siemens, важный технологический козырь. Однако Nokia смирилась с возможным уменьшением доли рынка, рассчитывая взамен добиться для своей программы статуса стандарта де-факто и таким образом победить Microsoft.

В свою очередь компания Билла Гейтса налаживает сотрудничество с производителями недорогих мобильных устройств, преимущественно в Азии, а также с операторами связи. До сих пор у Microsoft не было успешных проектов в партнерстве с крупными производителями сотовых телефонов, если не считать сотрудничества с Samsung. Эта корейская компания проявляет готовность предоставлять сотовым операторам любое программное обеспечение, которое им потребуется, в том числе и Symbian. Представители Microsoft утверждают, что у них с Nokia должен быть общий интерес в развитии рынка интеллектуальных телефонов, или "смартфонов". По словам Робби Райта, директора подразделения мобильных устройств Microsoft, корпорация добивается объединения программных платформ для компьютеров и устройств связи - это избавит разработчиков от необходимости писать два набора однотипных программ. Не исключено, что в будущем Microsoft и Nokia даже смогут стать союзниками. Но пока борьба между ними обостряется. (FT, 17. 07. 2002)