За берлинской стеной


Падение Берлинской стены произошло больше 10 лет назад, однако продукция восточногерманских производителей до сих пор с трудом выдерживает конкуренцию с западной. Но и у нее есть верные почитатели.

Для одной половины сегодняшней Германии такие слова, как Nudossi, Halloren, BautzХner, - привычные названия товаров, которые они регулярно покупают в магазине. Другая половина страны в лучшем случае слышала о них краем уха. Ореховая паста Nudossi, шоколад Halloren, горчица BautzХner - продукты, выжившие после всех экономических потрясений, сопровождавших объединение страны. На этих брэндах, можно сказать, вскормлены целые поколения восточных немцев. Им кажется, что они ничуть не хуже западногерманских. Люди, сохранившие трогательную веру в привычные продукты, полагают, что паста Nudossi так же сладостно тягуча, как и ее западная "соседка" Nutella, кетчуп Werder - так же ароматен и заборист, как Heinz, а средство для мытья посуды Fit так же пенится, как Palmolive.

Однако эти товары так и не нашли себе места в хозяйстве жителей Нижней Саксонии, Баварии или Баден-Вюртемберга. Они практически не выходят за пределы локального рынка. Сегодня, через 12 лет после объединения, экономическая несовместимость востока и запада страны - ключевой пункт предвыборных дебатов в преддверии всеобщих выборов, которые состоятся в сентябре.

На этой несовместимости построила свой коммерческий успех небольшая компания OssiVersand, занимающаяся розничной продажей потребительских товаров с доставкой по заказу, который можно сделать через Интернет. Снабжая "осси" (так называют восточных немцев), перебравшихся на запад страны, "родными" товарами, базирующаяся в городе Халле компания по-своему борется с депрессией в секторе розничной торговли. "Около 80% наших покупателей переехали в Западную Германию с востока, - говорит Герхард Франц, один из руководителей OssiVersand. - Они всю жизнь пользовались этими товарами, привыкли к ним, но здесь они не находят даже тех брэндов, которые в Восточной Германии давно стали лидерами рынка. Вот почему мы открыли этот бизнес". OssiVersand ожидает, что в этом году ее продажи вырастут более чем вдвое и составят 1 млн евро ($1,01 млн). При этом объемы продаж в германской розничной индустрии снизились за первые пять месяцев этого года на 5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. OssiVersand не пришлось столкнуться со снижением спроса и после терактов 11 сентября. Продажи I квартала утроились по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Штат сотрудников составляет всего 10 человек: в прошлом году они упаковали и отправили покупателям 16 000 посылок. Число заказов по Интернету выросло до 50 000 (в 2000 г. заказов было всего 4000). OssiVersand была основана в июле 1999 г. Проект родился в головах двух домохозяек, одна из которых постоянно привозила своей подруге в Западную Германию полуфабрикаты для выпечки фирмы Kathi, продукцию которой очень любят и ценят загруженные домашними делами восточногерманские хозяйки. Как-то раз подруга забыла привезти тесто - тогда-то у них и появилась идея наладить для торговли подобными товарами службу заказов через Интернет. Поначалу для обеих это было хобби. Вскоре новорожденную фирму завалили заказами, с которыми она не смогла справиться и через год рухнула. Дела пошли в гору, когда к компании присоединился мюнхенский предприниматель Герхард Франц, до той поры занимавшийся установкой окон в подвальных помещениях. Его чрезвычайно заинтересовали перспективы нового дела. Хотя OssiVersand и поныне остается скромным нишевым бизнесом, потенциально ее рынок достаточно велик: в Западной Германии сейчас живет больше 2 млн "осси", которые не могут достать свои любимые товары через традиционные сети дистрибьюции. Выводить восточногерманский брэнд на западный рынок - занятие неблагодарное, хлопотное и нерентабельное. На налаживание систем дистрибьюции, рекламу и разнообразные отчисления ушли бы десятки миллионов евро. Лишь немногие восточные брэнды, нашедшие солидную финансовую базу, вышли на западный рынок. Среди них - стиральный порошок Spee: брэнд приобрела в 1990 г. транснациональная корпорация Henkel, специализирующаяся на хозтоварах. Среди компаний-счастливцев оказались, например, производитель игристых вин Rotkaeppchen, производитель косметических средств Florena. Однако, отчаянно пробиваясь на западный рынок, эти компании добились на нем лишь относительного успеха: доля рынка Rotkaeppchen в Восточной Германии около 50%, а в Западной - всего 3,5%. С брэндом Florena, который на родине называют "восточной Nivea", знакомы лишь 24% западных немцев. Успех OssiVersand - не вполне типичное явление в Восточной Германии. По всей вероятности, он объясняется прежде всего тем, что потребители сохранили верность своему образу жизни и своим привычкам спустя годы после падения Берлинской стены. (FT, 10. 07. 2002)