"Транснефть" входит в моду
На фондовом рынке появилась новая идея - акции "Транснефти". Одна из самых закрытых компаний озаботилась повышением своей капитализации, так как нуждается в серьезных инвестициях. Задача оказалась хоть и сложной, но выполнимой: крупные инвестбанки начали рекомендовать своим клиентам покупать акции "Транснефти".
"Транснефть" - нефтепроводный монополист и крупнейшая в мире трубопроводная компания, имеющая сеть нефтепроводов общей протяженностью 48 600 км. Компания перекачивает почти всю добываемую в России нефть (93% в 2001 г.) как для внутренних потребителей, так и на экспорт. Все обыкновенные (голосующие) акции компании принадлежат государству (75% уставного капитала). Остальные 25% привилегированных акций распылены между частными акционерами.
"Транснефть" - уникальная компания, чья производственная деятельность всегда была окутана секретностью: пропускная способность ее трубопроводов и их расположение на местности являются гостайной, а в офисе компании все помещения разделены по уровням доступа.
Это, однако, не помешало инвесторам высоко оценить привилегированные акции "Транснефти". За последние два месяца сразу три инвестбанка - "Атон", "ЦентрИнвест Секьюритиз" и Объединенная финансовая группа (ОФГ) - включили "префы" "Транснефти" в список своих рекомендаций. Все три компании сделали это впервые и сразу посоветовали клиентам "покупать" акции трубопроводной монополии. Рекомендации аналитиков появились вовремя: с 14 мая "префы" "Транснефти" торгуются на ММВБ (правда, пока внесписочно), а с 17 июля будут допущены к обращению в РТС.
"Транснефть" драматически недооценена", - полагает аналитик "Атона" Стивен Дашевский. Нынешняя капитализация компании - $2,2 млрд, в то время как ее прибыль в 2001 г. - $609 млн, EBITDA - $1,4 млрд, а рентабельность - 45%, говорит он. Причем рентабельности компании, в отличие от нефтяных предприятий, не угрожает падение цен на нефть, поскольку она существует за счет тарифов, устанавливаемых государством, подчеркивает Дашевский.
"Транснефть" - рентабельная компания с эффективным менеджментом и хорошими отношениями с властями, пишут в обзоре аналитики ОФГ. По их оценке, справедливая цена акций компании - $487, а расчетная цена с перспективой на год - $590. Более смелый прогноз дает "ЦентрИнвест " - $840 за акцию через год-полтора. Вчера акции "Транснефти" торговались на внебиржевом рынке на уровне $355 за штуку.
Главная причина роста популярности "префов" "Транснефти" - устойчивый доход в виде дивидендов. В 2000 г. частные владельцы этих бумаг после долгих судебных тяжб с государством отстояли право на дивиденды в размере 10% чистой прибыли "Транснефти". С тех пор бумаги монополии устойчиво росли - только за последний год их цена увеличилась со $100 до $355. Дивидендная доходность "Транснефти", по оценке Дашевского, - порядка 8%. Это сравнимо с доходностью еврооблигаций российских корпораций, отмечает аналитик "Ренессанс Капитала" Владислав Метнев.
Впрочем, и сама "Транснефть" сейчас крайне заинтересована в росте капитализации. "Нам нужны высокие капитализация и кредитный рейтинг ", - говорит вице-президент Сергей Григорьев. "Транснефть" - не самодостаточная компания, ей нужны огромные вложения для строительства новых трубопроводов. За два последних года компания инвестировала в различные проекты более $1 млрд, это главным образом заемные средства, объясняет Григорьев. "На новые проекты компании нужны значительные дешевые средства, которые внутри страны она найти не может", - согласен аналитик "ЦентрИнвест Секьюритис" Александр Блохин. Выход один - западный рынок капитала, где большие деньги занимают только открытые и прозрачные компании, какой монополия пока не является. "Перед "Транснефтью" сейчас стоит важная задача - "стать белым и пушистым первоклассным заемщиком", сказал "Ведомостям" аналитик крупной брокерской фирмы. С этой целью компания получила рейтинг B+ от агентства Standard & PoorХs, готовясь к выпуску еврооблигаций и размещению АДР на существующие привилегированные акции. А недавно сотрудником компании - главным специалистом по корпоративному финансированию стал иностранец - выпускник London Business School 36-летний Ричард Строн, призванный заслужить признание у западных инвесторов. Впрочем, не все аналитики верят, что "Транснефти" удастся раскрутить себя до уровня полноценной "голубой фишки". Владислава Метнева из "Ренессанс Капитала" беспокоит, что "Транснефть" никогда не будет приватизирована". Эта компания нужна государству для контроля за нефтяной отраслью. По мнению Метнева, акции "Транснефти" относятся к "третьему эшелону" и им "голубой фишкой" не стать.