Тень ВТО над "Аэрофлотом"


Представители европейских стран на переговорах о вступлении России в ВТО настаивают на отмене соглашения, позволяющего "Аэрофлоту" получать от иностранных авиакомпаний крупные суммы за право беспосадочных перелетов между Европой и Восточной Азией. Это соглашение, заключенное еще в 1970 г., за 30 лет принесло "Аэрофлоту" порядка $5 млрд. Отмена роялти может привести к тому, что "Аэрофлот" вновь станет убыточной компанией.

За каждый беспосадочный рейс вроде Франкфурт - Токио Lufthansa отчисляет российскому национальному перевозчику около $10 000, что существенно сказывается на стоимости авиабилетов. В прошлом году чистая прибыль "Аэрофлота" достигла $42 млн, однако без учета роялти, сумма которых составила $250 млн, российская компания закончила бы финансовый год с убытками. До сих пор руководству "Аэрофлота" удавалось в отношениях с зарубежными коллегами придерживаться тактики "разделяй и властвуй": сделки, связанные с авиаперевозками, заключаются сепаратно на уровне отдельных правительств. Но переговоры о членстве в ВТО позволили представителям всех 15 стран, входящих в ЕС, объединиться. По мнению представителей Евросоюза, взимание роялти нарушает принципы свободной торговли. "Россия в данном случае ведет себя как средневековый феодал, берущий дань с проезжающих", - заявил Карл-Хайнц Ноймайстер, генеральный секретарь Ассоциации европейских авиакомпаний (AEA).

Ожидается, что представители европейских авиакомпаний на следующей неделе встретятся с чиновниками ЕС, ведущими переговоры о членстве России в ВТО, и внесут предложение о прекращении платежей. Затем в июле делегация ЕС должна начать переговоры с российскими чиновниками. Представители ЕС стремятся найти компромиссный вариант, при котором выплаты сохраняются в течение нескольких лет, но идут только на модернизацию устаревшей российской системы контроля воздушного движения.

В 1970 г. советское руководство разрешило иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью с возможностью дозаправки в Москве. Взамен "Аэрофлот" потребовал различных компенсаций - в частности, отчислений за перелет над Сибирью. Европейские и азиатские компании согласились платить "Аэрофлоту": единственной альтернативой сибирскому воздушному тракту был маршрут через Аляску и Северный полюс, занимавший на восемь часов больше. Платя за возможность посадки в Москве, авиакомпании все равно экономили огромные суммы. А в середине 80-х гг. "Аэрофлот" ввел новшество: с тех пор иностранным компаниям пришлось платить роялти за право перелета независимо от того, требовалась ли им посадка.

Авиакомпании не сообщают точных сумм, выплачиваемых России. По словам одного из бывших чиновников российской авиационной отрасли, в середине 90-х гг. Lufthansa платила в виде роялти около $18 млн в год, British Airways - $14,8 млн, KLM - $11 млн. За 1997 г. общие выплаты "Аэрофлоту" составили, по оценкам AEA, $225 млн. Как утверждают представители AEA, выплаты за 2001 г. были намного больше.

Однако и руководители "Аэрофлота", и российские чиновники отказываются признать факт оказания давления на иностранные компании. "Эти обвинения необоснованны, - утверждает замминистра транспорта Павел Рожков. - Никто никого ни к чему не принуждает, деньги платятся вовсе не за право транзита. Речь идет о коммерческих соглашениях между отдельными авиакомпаниями". По словам Анатолия Брылова, заместителя генерального директора "Аэрофлота", иностранные компании отчисляют ему плату за перелеты над Сибирью "по собственной инициативе".

Аналитики российских инвесткомпаний не верят в скорую отмену роялти. "Аэрофлот" будет лоббировать затягивание этого процесса, ведь отмена роялти наверняка негативно скажется на стоимости его акций", - говорит аналитик компании "Проспект" Александр Корчагин.

По традиции роялти, полученные от иностранных перевозчиков, делятся между "Аэрофлотом" и государством. По словам источника в Госслужбе гражданской авиации, государство получает 25 - 30% этих средств. А аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что около 30% роялти остается "Аэрофлоту". "Это около $100 млн, и если эта сумму отнять у авиакомпании в 2002 г., то она получит операционный и чистый убыток, так как мы прогнозируем, что операционная прибыль "Аэрофлота" будет меньше $100 млн", - говорит Сахнова. (WSJ, 1. 07. 2002)