ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: Техническая революция
Начинается кардинальная перестройка системы отношений между властью и бизнесом: Государственная дума вчера приняла в первом чтении правительственный законопроект "Об основах технического регулирования в Российской Федерации". Несмотря на скучное и бесцветное название закона, последствия его принятия могут оказаться поистине революционными.
Законопроект, уже получивший с некоторыми замечаниями одобрение комитета ГД по экономической политике и Комиссии по защите прав инвесторов, определяет правила игры между государственными ведомствами и всеми без исключения экономическими субъектами - и предприятиями, и отдельными гражданами.
Законопроект не просто является одним из ключевых шагов по дебюрократизации экономики. Принятие этого закона означает начало работы по созданию принципиально новых правовых основ работы государственной машины в сфере отраслевого и иного регулирования.
Нынешняя система обязательных требований, контроля и подтверждения соответствия избыточна и непрозрачна. Множество требований являются устаревшими, порой взаимоисключающими, а иногда и просто невыполнимыми. Их число постоянно растет, появление не регулируется законами, а механизм контроля является благодатной почвой для повсеместного взяточничества. В стране складывается гнетущий моральный климат, расцветает узаконенная коррупция, на предприятиях стало расхожим выражение "государственный рэкет".
Вместе с тем государство не в состоянии обеспечить надлежащий контроль безопасности деятельности, поскольку контролирующие органы заняты одновременно и контролем качества. В ситуации открытого рынка это абсолютно бессмысленно. Кроме того, регулировать качество - значит убирать с рынка дешевые товары невысокого качества, опустошая низшие ценовые ниши. В результате, пока инспектора контролируют вкус на ведущих ликероводочных предприятиях, население травится совсем другой продукцией.
Взятки зачастую съедают средства, предназначенные для реального обеспечения безопасности. Например, средства, которые могли бы быть потрачены на установку пожарной сигнализации и системы пожаротушения, идут на штрафы и взятки инспекторам. Не секрет, что год от года "административная рента" растет как снежный ком. Произвол чиновников и огромные суммы взяток, безусловно, снижают привлекательность российской экономики и отпугивают потенциальных инвесторов.
Несколько лет назад в Европе также началась реформа системы технического регулирования. И целью реформы было не столько устранение технических барьеров в рамках Евросоюза, сколько обеспечение конкурентоспособности Европы по отношению к США. Вопрос стоял так: либо реформа, либо постепенный захват США доминирующих позиций во всех ключевых отраслях.
Россия сейчас столкнулась с той же проблемой. Снятие избыточных административных барьеров, налагаемых государством на предпринимательскую инициативу, - одно из ключевых условий модернизации российской экономики.
Концепция государственного регулирования, изложенная в правительственном законопроекте, позволяет снять большинство противоречий действующей системы.
Все нынешние требования, которые являются обязательными, будут пересмотрены, и те из них, которые связаны с обеспечением безопасности, будут утверждены федеральными законами. Новые требования будут вводиться так же. После создания новой системы ни одно ведомство, ни один чиновник, ни один контролер не смогут налагать на предприятия дополнительные ограничения по собственному усмотрению.
Все прочие требования будут добровольными. Они будут отражены в различных отраслевых стандартах, утверждаемых по более простой процедуре.
На данный момент реформа системы государственного регулирования - один из главных неиспользованных ресурсов интенсификации экономического развития России.
Очевидно, что сегодня для обеспечения экономического роста необходимо законодательно гарантировать реализацию экономических прав и свобод граждан в той же мере, в какой гарантируются их политические права и свободы. От этого зависят приток инвестиций, экономический рост, конкурентоспособность, от этого зависит будущее нашей национальной экономики.
Автор - председатель комиссии ГД по защите прав инвесторов