Яйца врозь


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Первый в России завод по производству шоколадных яиц, не успев открыться, уже меняет структуру акционеров. Как стало известно "Ведомостям", итальянские партнеры - компания Fama и государственный фонд Finest - ведут переговоры о выходе из проекта и продаже своих акций. Если это произойдет, контрольный пакет завода будет принадлежать владельцу компании "Ландринъ" петербургскому предпринимателю Игорю Маркитантову.

"Ландринъ" входит в холдинг "Крафт Райз Маркитантов групп". Компания занимается продажей шоколадных яиц под собственными марками. По оценке ACNielsen, в 2001 г. "Ландринъ" с марками "Петрушка", "Чудики" и "Подружка" занимал 11% рынка подобных изделий. Совокупная доля компаний Ferrero (Kinder Surprise) и Сhupa-Chups на этом рынке в России превышает 70%. Компания FAMA (названа по имени владельца - Фабрицио Манганелли) контролирует завод Sweet по производству шоколадных яиц в итальянском городе Гориция.

Компания "Ландринъ", создавшая первый российский брэнд для шоколадных яиц с сюрпризом, в 2000 г. приняла решение о строительстве собственного завода по производству шоколадных яиц в Петербурге. Инвестиции в проект оценивались в $10 млн. В 2001 г. на Кипре было зарегистрировано предприятие Craftrise Investment, которое провело эмиссию акций на сумму $7 млн. Акционерами кипрского предприятия, кроме Маркитантова, стали ЕБРР и Norum (венчурный фонд ЕБРР), а также FAMA и итальянский государственный фонд Finest. Каждой из трех сторон принадлежал блокирующий пакет акций Craftrise Investment, которая, в свою очередь, для строительства предприятия учредила российскую компанию Craftrise Markitantov group.

В 2002 г. отношения между FAMA и другими акционерами начали портиться. По словам Игоря Маркитантова и Альберто Моранди, управляющего инвестиционными проектами Norum, Sweet, контролируемый FAMA, якобы нарушил условия договора. На итальянском предприятии Sweet установлено оборудование датской компании Aasted Micro Verk, отлаженное под производство шоколадных яиц, и партнеры надеялись, что аналогичное оборудование итальянцы установят на петербургской фабрике. Как утверждают Маркитантов и Моранди, Sweet "поставил партнеров перед фактом" смены поставщика оборудования, объяснив, что в противном случае невозможно будет уложиться в заранее определенные сроки и суммы. Norum и компания Маркитантова также обнаружили, что уже заключенный с итальянцами договор не предполагает монтажа части вспомогательного оборудования. Впрочем, Моранди признает, что с самого начала договор был разработан слабо, так как и Маркитантов, и Манганелли торопились побыстрее заключить его.

"Мы заявили, что не согласны с новыми условиями, и выразили сомнения в том, что Sweet сможет поставить оборудование нужного качества", - говорит Моранди. В результате этих разногласий Манганелли заявил на совете директоров Craftrise Investment, что продает свои акции предприятия, а Маркитантов выразил готовность их купить. Сейчас идут переговоры о продаже пакета акций, который принадлежал FAMA и Finest. Манганелли подтвердил "Ведомостям", что участвует в этих переговорах, однако от дальнейших комментариев отказался. А Маркитантов теперь, по его собственному признанию, намеревается заказать оборудование для петербургского предприятия в итальянской компании OPM (поставщик крупнейшего игрока шоколадного рынка Ferrero).

По словам Маркитантова, он готов вложить в кондитерское предприятие собственные средства, как только переговоры о продаже акций будут завершены. Партнеры считают, что выход итальянской компании из совместного предприятия не помешает осуществлению проекта. По словам Моранди, запуск завода запланирован на начало 2003 г.

"Общеизвестно, что в совместных предприятиях иностранные акционеры часто норовят нажиться на поставках оборудования, завышая его стоимость или требуя платы за дополнительные услуги, которые ранее контрактом не предусматривались, - комментирует ситуацию сотрудник одного из венчурных фондов. - Российские партнеры тоже знают это и не упускают шанса другими способами пополнить свой карман. Но в данном случае история осложняется участием в ней венчурного фонда, который требует прозрачности сделок".