Взгляд в будущее Руперта Мердока
На днях владелец News Corp. Руперт Мердок огорошил правительство Тони Блэра заявлением, что всеми силами будет бороться против вступления Британии в зону евро.
Резко негативное отношение Мердока к проекту, целью которого фактически является объединение европейских народов, выглядит странно, если учесть, что всю свою жизнь этот человек стремился преодолеть границы между странами и народами: Мердок родился в Австралии, учился в Британии, получил американское гражданство и создал транснациональную медиа-корпорацию.
Правда, в консервативной Британии это его стремление сочувствия не находит. После того как Мердок принял американское гражданство, чтобы владеть американской телекомпанией на законных основаниях, его обвинили в продажности и космополитизме.
Когда же Мердок изъял каналы Би-би-си из вещания компании кабельного телевидения Star на территории Китая, пожелав таким образом ублажить ветеранов китайской компартии, его стали упрекать в подхалимстве.
Такие разговоры, казалось, не сильно задевали медиа-магната. А вот то, что говорят о его компании сегодня, по-видимому, расстраивает его гораздо больше. Неприятели Мердока - а таких немало - стали говорить, что его империя слаба, что она представляет собой беспорядочное нагромождение компаний, в объединении которых отсутствует какая бы то ни было система.
Несколько газет в Австралии, несколько газет в Британии, голливудская киностудия Twentieth Century Fox, американская телекомпания Fox, издательская компания Harper Collins, вещательная корпорация Star, транслирующая передачи нескольких каналов подписчикам кабельного и спутникового телевидения в Азии, крупнейшая платная телекомпания в Британии Sky Broadcasting - это еще не полный список компаний, входящих в состав корпорации News Corp.
А потому неудивительно, что находятся пророки, предрекающие распад корпорации, который произойдет, как только Мердок отойдет от дел.
Сам Мердок, естественно, утверждает, что логика в структуре корпорации присутствует, и логика очевидная. "Мы начинали с печатного слова. Потом мы занялись телевидением... Потом, вместо того чтобы покупать программы у некоей голливудской студии, мы решили купить саму студию".
Если же корпорации суждено раздробиться, говорит Мердок, то он проведет разделение своими руками. При этом, добавляет медиа-магнат, он вовсе не исключает возможности продажи какой-нибудь из своих компаний - конечно, при условии, что его устроит цена.
Инвесторов News Corp., долгие годы поддерживавших Мердока в его стремлении приобретать все новые и новые компании, разговоры о раздроблении корпорации и продаже подразделений могут, мягко говоря, удивить.
Впрочем, что бы Мердок ни думал по поводу продажи подразделений или внесении других изменений в структуру активов корпорации, в одном он непоколебимо уверен: и сейчас, и после его ухода стратегия развития News Corp. останется прежней. "Посмотрите, будет ли это Лахлан [старший сын Мердока], или Джеймс [младший сын], или Питер Чернин [президент корпорации], - кто бы из них ни встал во главе компании, она все равно останется только медиа-корпорацией".
Руперт Мердок, который в свои 70 с лишним уходить пока не собирается, определился с вопросом о "престолонаследии" относительно недавно. В конце 2000 г. он назначил главным наследником старшего сына, Лахлана Мердока, которому в ту пору было всего 29 лет.
Питеру Чернину отводится роль регента: в том случае, если сам Мердок вдруг окажется неспособен управлять корпорацией, бразды правления переходят к Чернину и останутся в его руках до тех пор, пока Лахлан Мердок не окрепнет и не наберется опыта.
Джеймса, который напоминает отца деловой хваткой и склонностью говорить красиво, нынешнее руководство заверило, что он займет одно из видных мест в семейном бизнесе, однако кресла руководителя ему обещать не стали.
У некоторых сотрудников руководства News Corp. эти планы вызывают скептическую усмешку: если учесть, что сейчас в совет директоров входят такие влиятельные акционеры, как Джон Малоун, председатель совета директоров компании Liberty Media, то не обманывается ли Мердок, пребывая в полной уверенности, что после его ухода все будет выглядеть так, как он распланировал? "Наша компания в хорошей форме, - отвечает Мердок на вопрос, что он думает о будущем корпорации. - Прибыль начинает расти, и показатели смотрятся очень неплохо". Давая такую безмятежно оптимистичную оценку деятельности News Corp., Мердок не вспоминает о довольно болезненных недавних неудачах. Например, о том, как из-за банкротства компании другого медиа-магната, Лео Кирха, News Corp. потеряла более $2 млрд в виде инвестиций и опционов.
Другие потери - не совсем удачные эксперименты с венчурными предприятиями, которые обошлись корпорации в несколько сотен миллионов долларов, создание крупной онлайновой службы, которая была призвана сотрудничать с компаниями Fox TV, но оказалась недолговечной и исчезла - а с ней и пара миллиардов долларов.
Однако самой крупной неудачей последних лет представляется прошлогоднее фиаско с приобретением американской компании спутникового вещания Direct TV. На протяжении 1,5 лет Мердок вел переговоры с компанией General Motors, владельцем контрольного пакета акций Direct TV. 80 адвокатов стояли на страже его интересов. И в самый последний момент, когда миновали все дедлайны, GM объявила о заключении сделки с Echo-Star Communications, еще одной крупной компанией спутникового вещания. "Это был заговор", - вспоминает Мердок.
Что же касается конкурентов, то их деятельность глава News Corp. оценивает куда более строго. Джерри Левина, генерального директора Time Warner, который фактически был идеологом слияния этой компании с AOL, Мердок называет руководителем компании, совершившим самую большую ошибку за весь период увлечения интернет-пузырями. "Мы все допускаем просчеты, - говорит он, - но он отдал 55% своей компании практически ни за что".
Надо сказать, что сам Мердок испытывает известную слабость к долговременным инвестициям, - еще одна причина, по которой он не торопится с уходом. "В мире еще так много интересного. Впереди столько перемен. Человечество выйдет в космос. Кто станет это финансировать? " - говорит он. (FT, 10. 06. 2002)