ОПЫТЫ: Шампанское в парижской подземке


ПАРИЖ - Без пяти четыре утра. Париж. Парижская подземка, станция Восточный вокзал. Последний поезд ушел часа три назад. Хрупкая девушка спрыгивает с платформы и - allez! - легко вспархивает на третий рельс, напряжение в котором обычно достигает 750 вольт. Она идет по смертоносному рельсу, как по обыкновенному гимнастическому бревну. Это не игры со смертью, одна из ночных экскурсий по парижскому метро, которые вот уже 10 лет проводит некоммерческая организация любителей парижского метро A.D.E.M.A.S. (Association DХExploitation du Materiel Sprague).

Парижское метро, открывшееся в 1900 г., не может претендовать на звание самого старшего - лондонское метро на 40 лет старше - и не может похвастать самой большой протяженностью путей - 450 км линий лондонской подземки более чем в два раза превышают протяженность путей парижского метрополитена.

Тем не менее парижское метро обходит лондонскую и нью-йоркскую подземки по количеству пассажиров - почти 1,2 млрд в год. Кроме того, по сравнению с другими крупными метрополитенами, в парижском метро самое маленькое расстояние между станциями - длина одного перегона в среднем составляет 710 м. Парижское метро оснащено едва ли не самым дорогим и современным оборудованием в мире. С 1998 г. на суперсовременной линии "Метеор" ходят поезда без машинистов.

И это еще не все. Экскурсантов, решившихся спуститься в спящую подземку в эти предрассветные часы, ждет путешествие по парижским подземельям середины XVII в., встреча с давно закрытыми станциями-"призраками", а также - шампанское, парижская шарманка и знаменитые мелодии Эдит Пиаф и Шарля Трене.

К примеру станция "Сен-Мартен" была закрыта 2 сентября 1939 г. С тех пор помещение служит декорацией для фильмов, местом проведения показов мод - и пристанищем для клошаров.

Экскурсии проводятся на поезде, возившем пассажиров метро в далекие 30-е гг. Красно-зеленые вагоны Sprague-Thompson поражают современную публику причудливой отделкой, старинной рекламой смородинного ликера и красными кожаными сиденьями в первом классе.

Экскурсовод Жюльен Пепенстер в соломенной шляпе, лихо сдвинутой на затылок, в дневное время работает в службе охраны метро. Он влюбился в парижскую подземку, когда ему было всего восемь лет. Пепенстер знает массу интересного, отвечает на любые вопросы. Например, почему стены первых станций метро были облицованы белым кафелем? Чтобы максимально использовать свет 15-ваттных светильников, установленных на расстоянии пяти метров друг от друга.

К концу экскурсии выходит из строя воздушный компрессор музейного поезда. Благодаря связям Пепенстера, пассажирам разрешают, не дожидаясь ремонтной бригады, пройти пешком оставшиеся 100 метров, для чего отключают ток в третьем рельсе на всем протяжении этого отрезка.

"Официально нам никто такого не разрешил бы", - бормочет Пепенстер, явно опасаясь взбучки от начальства. Двести пятьдесят человек растягиваются по туннелю. "Сейчас мы вне времени", - восхищенно произносит Кристиан Сабен, менеджер из отдела продаж компании Air France. На часах четыре утра. (WSJ, 7. 06. 2002)