Перекос в головах
Теракты 11 сентября не подкосили мировую экономику так, как многие опасались. Система в целом выстояла. Но перекос, который случился в головах у людей, вполне способен нанести мировому хозяйству серьезный вред в будущем. Растущие расходы на безопасность уводят деньги из эффективных секторов в безнадежные.
К такому выводу пришли экономисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), опубликовавшие доклад "Экономические последствия терроризма", посвященный долгосрочным и косвенным результатам атаки на Нью-Йорк.
"Премия", которую мировому бизнесу придется выложить за теракты, состоит из множества компонентов. Это и выросшие страховые премии, и сокращение страхового покрытия, и увеличение транспортных издержек. А самое главное - сокращение более рентабельных инвестиций и переход капитала в оборонный сектор и другие секторы, связанные с безопасностью.
Все это может стать существенным препятствием для роста мировой экономики. "Эти последствия не так ярко выражены, поэтому люди и не осознают их, - говорит Винсент Коэн, экономист ОЭСР и один из авторов доклада. - Однако они будут мешать экономике, как песок в шестернях".
Страховые компании, потерявшие в результате терактов 11 сентября $30 - 60 млрд, повысили премии на страховки, связанные с терроризмом, на 30%. Для некоторых строений, таких как электростанции, химические заводы, известные небоскребы, премии подскочили еще выше, потому что они рассматриваются в качестве потенциальных целей террористов. В результате компании вынуждены пускать на страховки деньги, которые можно было бы направить, например, на расширение деятельности. Однако хуже всего для компаний и экономики то, что страховщики не желают участвовать в проектах, которые считают слишком рискованными.
Меры по усилению охраны границ и безопасности способны привести к росту транспортных издержек для компаний в виде как непосредственных расходов, так и потери времени. Таможенная служба США, например, предложила меры по повышению надежности и безопасности транспортировки контейнеров, в которых перевозится около 60% товаров в мире. В 10 портах в разных странах, отправляющих почти половину всех контейнеров, что получают США, уже начаты работы. Это грозит нарушениями в системах логистики, выстроенных компаниями. "Дополнительное время, потраченное на ожидание в порту, очень дорого обходится компаниям", - говорит Коэн.
Еще одной помехой для развития экономики может вскоре стать увеличение расходов на оборону и безопасность. Средства будут вкладываться в обеспечение безопасности, а не в приносящие доход активы; конструкторские разработки будут переориентированы на военные проекты. Увеличение доли охранников в общем объеме рабочей силы приведет к снижению производительности труда и производства. По оценке авторов доклада, увеличение компаниями расходов на безопасность в два раза приведет к сокращению через пять лет потенциального объема производства на 0,6 процентного пункта, а производительности - на 0,8 пункта. (WSJ, FT, 7. 06. 2002)