Золотой ключик XXI века
За последние пять лет число заявок на прием в бизнес-школу Стэнфордского университета (США) выросло на 45%, в Уортон (Пенсильванский университет, США) - на 66%, а во французскую INSEAD - и вовсе на 85%! Почему же все так хотят получить степень МВА? По статистике у большинства людей за получением степени MBA (Master of Business Administration) следует ощутимый карьерный рост и существенное увеличение ежегодного дохода. Обычно зарплата выпускников ведущих бизнес-школ, в том числе из России, оказывается на 50 - 150% выше той, что была до поступления. После одного-двух лет обучения молодые менеджеры (средний возраст - 27 - 29 лет) получают возможность устроиться в крупные международные компании. Если попытаться описать в двух словах, успех этих программ базируется на нескольких ключевых факторах: оптимальный учебный план, очень мотивированные студенты, профессора-практики и эффективное трудоустройство. В результате из стен бизнес-школы выходят менеджеры-универсалы, имеющие достаточные знания и опыт, чтобы эффективно работать в любой стране. Степень МВА стала международным стандартом руководителя хай-класса. Из чего сделаны МВА? Обычная программа МВА предполагает изучение общего менеджмента (General Management). Теоретическая часть включает освоение универсальных законов бизнеса и дисциплин, знакомство с которыми полезно каждому управленцу. Студентам преподают микро- и макроэкономику, менеджмент, маркетинг, финансы, бухучет, организационное поведение - всего 8 - 12 обязательных курсов. Факультативно можно прослушать курсы по самым разным темам: электронной коммерции, предпринимательству или, к примеру, особенностям ведения бизнеса в Азии. Количество факультативов в различных бизнес-школах варьируется от 50 до 200. В отличие от других магистерских программ, программы МВА имеют практическую направленность. Студентам не забивают голову предметами "для общего развития", они овладевают теми навыками, которые менеджер применяет каждый день (soft skills). Их учат работать в команде, проводить переговоры, готовить презентации. Некоторые школы даже используют профессиональных актеров, чтобы те, к примеру, играли журналистов на имитации пресс-конференции. Широко используются ролевые игры, компьютерные симуляции и другие передовые способы овладения знаниями.
Во время учебы студенты знакомятся с опытом работы реальных предприятий. Например, что делала компания "Ниссан", когда открывала свой завод в США? На занятиях группа студентов получает описание ситуации со всеми необходимыми фактами, анализирует все возможные пути и предлагает свой. Этот метод называется "кейс-стади" (case-study) и широко применяется всеми бизнес-школами. Среди героев "кейсов" крупные компании - General Electric, Johnson & Johnson, Nestle и др., попутно студенты впитывают факты о деятельности всех этих гигантов. Благодаря разбору "кейсов" выпускники будут знать, что делать в похожей ситуации: это своего рода "консервы решений". На программы MBA принимают людей с опытом работы (в среднем он составляет 2 - 5 лет), поэтому одной из основных составляющих обучения является обмен опытом. При разборе "кейса" в группе может оказаться человек, который на практике решал подобную проблему. Он расскажет о своих шагах и тех результатах, которые они дали. "В бизнес-школе встречаешься с большим количеством людей и узнаешь от них многое, что лежит за пределами твоего собственного опыта. Прикосновение к другой культуре дает новый взгляд на вещи. Нельзя это недооценивать", - говорит консультант компании McKinsey & Co. Алексей Худяков, закончивший INSEAD.
Обучение предусматривает выполнение нескольких проектов для различных компаний, а на двухгодичных программах еще и стажировку (internship), позволяющую закрепить полученные знания и попробовать себя в новом качестве. Стажировка оплачивается. По словам студента бизнес-школы Owen (Vanderbilt University, США) Дениса Сосюры, в среднем студент этой школы зарабатывает во время стажировки $1440 в неделю, что позволяет по результатам 10-недельной практики покрыть почти половину стоимости второго года обучения. Занятия на программах МВА ведут не книжные черви, начитавшиеся чужих трудов и поднаторевшие в пересказе, а настоящие практики. Многие профессора сами консультируют крупные компании или занимаются исследованиями в области бизнеса. Их лекции проходят в увлекательной форме, профессора любят пошутить и используют самые разные приемы для привлечения внимания студентов. Более того, они всегда готовы что-то разъяснить после лекции, ответить на запрос студента по электронной почте. На курсы к лучшим профессорам записываются в очередь, и не всем хватает мест.
А еще они умеют "гонять" студентов. Обучение на МВА меньше всего похоже на легкую прогулку под девизом "от сессии до сессии живут студенты весело". По признанию многих выпускников, учеба начинается рано утром и заканчивается поздно ночью, занимая в общей сложности 60 - 70 часов в неделю. Списывать не принято - за это выгоняют.
Изнурительный темп учит студентов эффективно распределять приоритеты и быстро принимать решения. "Чтобы получить МВА в одной из 20 лучших школ мира, нужно преодолеть очень серьезные преграды. У такого человека много чего в багаже, самим фактом получения степени он доказал, что умеет много и продуктивно работать", - резюмирует выпускник школы Cornell (США) Сергей Лихарев, работающий коммерческим директором компании "Голден Телеком".
МВА - это не волшебная палочка для аутсайдеров, получение этой степени не превращает лягушек в принцесс, неудачников - в CEO преуспевающих компаний. Приемные комиссии, пользуясь ажиотажным спросом, отбирают людей умных, коммуникабельных, с ярко выраженными лидерскими качествами.
Студентам приходится вкалывать не только во время учебы, но и при поиске работы. Конечно, школы опекают их, помогая составить резюме и научиться правильно держаться во время интервью, рассылая по фирмам Profile Book с информацией о всех студентах, организовывая собеседования. Чтобы получить работу мечты (dream job), студенты должны потратить массу времени на рассылку резюме, участие в презентациях фирм, проводимых в кампусе, а также на изучение тех сфер бизнеса и компаний, которые их интересуют. "МВА лишь позволяет засунуть ботинок в дверь. Сможете ли вы войти внутрь - от вас зависит. Надо постараться, ведь под лежачий камень вода не течет", - резюмирует Петр Панов, в 1996 г. закончивший Уортон, а сегодня занимающий пост директора по развитию электронного бизнеса в компании IBS.
Пятилетку - за два года! Согласно исследованию, проведенному американским Graduate Management Admission Council (GMAC), большинство студентов программ МВА учатся, чтобы занять более высокую должность, улучшить менеджерские способности и получать большую зарплату. В частности, добиться таким образом карьерного роста стремятся 67% студентов, развить свои навыки - 62%, а увеличить зарплату - 44% (опрос предполагал возможность нескольких вариантов ответа).
Итак, причина номер один - возможность резко ускорить свой карьерный рост. Степень МВА словно бы открывает для вас короткий путь (fast track) к командным позициям. В некоторых международных компаниях вообще рост без МВА возможен только до определенного предела. "Для получения руководящего поста в крупной западной компании нужно 10 - 15 лет великолепной работы. Но для обладателей МВА предусмотрены особые пути. Их прогоняют по всем отделам, знакомя с компанией и давая все больше ответственности, быстро учат делать все самые важные вещи, сводят с нужными людьми. Глядишь - и через несколько лет его уже делают боссом", - говорит Алексей Худяков.
Вторая причина - возможность сменить сферу деятельности. Например, перейти из консалтинга в производство или наоборот. 10% студентов по статистике открывают собственное дело.
Значительную роль в дальнейшей карьере играет возможность получать поддержку и сотрудничать с другими выпускниками оконченной вами бизнес-школы. Поступление в одну из ведущих школ открывает доступ к разветвленной сети влиятельных людей во всех сферах бизнеса и общества. "Сегодня свыше 60 000 выпускников Гарвардской школы бизнеса занимают ведущие посты в различных организациях в более чем 130 странах. Среди трех высших позиций 500 крупнейших компаний США 20% заняты ее выпускниками. Все студенты получают доступ к базе данных с информацией о других выпускниках и активно ее используют. Можно всегда попросить совета даже у человека, которого ты никогда в глаза не видел", - говорит выпускник этой школы, заместитель генерального директора компании IBS Кирилл Дмитриев.
Для россиян очень важно то, что МВА позволяет заполнить пробелы в знаниях. Многие наши менеджеры не имеют экономического образования, поэтому подготовка по бухучету, менеджменту, маркетингу и другим базовым дисциплинам оказывается весьма кстати. "Для меня цель была именно научиться чему-нибудь важному и полезному в первоклассной бизнес-школе... Я считаю, что эти два года расширяют кругозор и добавляют знаний и идей больше, чем любая работа", - говорит выпускница Уортона Алла Свирщевская.
Сам по себе диплом МВА - не гарантия успешной карьеры. Например, большую роль играет первое место работы выпускника после окончания обучения: если оно будет хорошим - и дальнейшая карьера сложится неплохо. "Мифы о МВА призывают относиться к бизнес-школам крайне прагматично, воспринимать их как звезду на погонах, как пропуск на получение 100-тысячной зарплаты. Администрации школ же, напротив, стремятся к тому, чтобы МВА-образование являлось уникальным жизненным опытом, который как прибавляет знания, так и расширяет мировоззрение и усиливает личные качества. Обратите внимание на то, что зарплаты в этой формуле нет", - говорит студент Уортона Дмитрий Кулиш.
В Америке сейчас идут оживленные дискуссии о том, насколько велика ценность МВА для предпринимателей. Многие успешно руководят компаниями и без этой степени. Алексей Худяков считает, что МВА не предназначена для владельцев бизнеса. "На программах МВА готовят именно профессиональных менеджеров, а не предпринимателей. Тот набор знаний и умений, контактов, который получают студенты, не очень полезен для владельцев бизнеса, особенно из России", - говорит он.
Дороги, которые мы выбираем.
По форме обучения программы МВА делятся на очные (full-time), вечерние (part-time), очно-заочные (modular) и заочные (distance). По направленности подготовки можно выделить МВА общего профиля (General МВА) и МВА со специализацией в какой-либо области (Specialised MBA). Даже в рамках первого направления возможны акценты - например, General Management или Finance. Наконец, по характеру принимаемых на программу студентов различают обычные МВА и Executive MBA (последние ориентированы только на топ-менеджеров).
Если говорить об очных программах, встает вопрос: выбрать двухгодичную программу в США или одногодичную в Европе? Американцы больше других наций преуспели в ведении бизнеса, они управляют большинством международных компаний и, соответственно, выше оценят диплом made in USA. В рейтингах школы США в целом котируются выше европейских (из 25 лучших в рейтинге Financial Times 20 - американские). Стартовые зарплаты выпускников школ США выше, а иностранцу в них легче получить кредит на оплату обучения - именно это обстоятельство оказывается решающим для многих россиян. Впрочем, учиться в Европе 10 - 18 месяцев вместо 21 - 22 выгоднее с точки зрения уменьшения затрат на проживание и сокращения до минимума перерыва в работе. На программах европейских школ учится больше иностранцев, сами студенты старше и опытнее, а поступить в целом проще (хотя бы потому, что не требуется сдавать тест GMAT с результатом 700 баллов и выше). Ценность диплома МВА зависит от престижности бизнес-школы. В мире существует более 1500 программ этого типа, однако большинство из них котируются только в своих странах. Международное признание заслужили всего 30 - 50. В международном масштабе по-настоящему известны только школы, занимающие первые 10 строчек мирового рейтинга. В Америке это Уортон (Wharton, University of Pennsylvania), Гарвард (Harvard Business School, HBS), Стэнфорд (Stanford University GSB), Чикаго (University of Chicago GSB), Колумбия (Columbia University GSB), Слоан (MIT: Sloan), Келлогг (Kellogg GSB, Northwestern University) и Стерн (New York University: Stern). В Европе - французская INSEAD и Лондонская школа бизнеса (LBS). Если вы ждете от МВА прежде всего карьерного роста, надо стараться поступить в эти школы - другие не столь на слуху, а в России про их существование могут вообще не знать. "В России, на мой взгляд, даже больше, чем на Западе, ценится звучный брэнд. Гарвард - он и в Африке Гарвард, а вот, например, что такое Корнелл и почему это так круто, мне самому много раз здесь в России приходилось объяснять, несмотря на то что в США это Top 10 и никаких вопросов там не возникает", - говорит Сергей Лихарев. МВА - удовольствие дорогое. Хотя в последнее время многие школы дают иностранцам кредиты и стипендии, студент должен иметь значительные собственные накопления или занять крупную сумму, чтобы оплатить проживание. Тем не менее все расчеты показывают, что инвестиции, сделанные в диплом МВА, окупаются. После завершения обучения, имея зарплату порядка $4000 - 5000 в месяц, отдавать по $400 в счет возврата кредита несложно. И все же, прежде чем решиться поступать в бизнес-школу, надо хорошо подумать. Дмитрий Кулиш отмечает в этой связи: "Я вспоминаю старый анекдот: "Поручик, вы хотели бы быть лебедем? - Нет, неохота ноги мочить". Важно понять, охота ли вам мочить ноги: очень много работать, испытывать постоянный стресс, иметь мало времени на общение с семьей и т. д. Может, вы уже и так достаточно красивая и гордая птица? Только если вы окончательно убеждены, что западный МВА добавит вам осанки и оперения и что вам это вообще нужно - то вперед, в пруд! "