Козловски ушел, но вопросы остались
Неожиданная отставка Дэнниса Козловски, генерального директора Tyco International, вновь заставила наблюдателей задаться вопросом о будущем непомерно разросшегося промышленного конгломерата, оказавшегося перед нелегкой задачей - выплатить долги и развеять сомнения в порядочности своего руководства.
Как сообщили в компании, отставка Козловски вызвана причинами личного характера. Тем не менее в минувшую пятницу он сообщил членам совета директоров компании, что находится под следствием по обвинению в уклонении от выплаты налогов с продаж в штате Нью-Йорк.
В каких-то компаниях подобные откровения совсем не обязательно приводят к отставке генерального директора. В каких-то - но не в Tyco, которая в значительной степени утратила доверие инвесторов, упрекающих ее в стратегических просчетах и чрезмерно творческом подходе к ведению финансовой отчетности. Более того, за истекший год рыночная капитализация компании сократилась на $86 млрд. Между тем самого Козловски критикуют за получение акций и опционов на сотни миллионов долларов.
Факт уголовного расследования в отношении Козловски подтвердили в Нью-Йорке, в офисе окружного прокурора Манхэттена. По данным из осведомленных источников, следователей в числе прочего интересует неуплата налогов с приобретения дорогих произведений искусства. По закону с любой покупки, сделанной в Нью-Йорке, выплачивается налог в размере 8,5%.
По некоторым данным, расследование было начато несколько месяцев назад после того, как в офис окружного прокурора поступила информация о покупках, сделанных Козловски. Сейчас следственные органы пытаются разобраться с приобретением Козловски нескольких картин работы старых мастеров и импрессионистов. Кроме того, по сообщению этого же источника, окружного прокурора заинтересовал переезд штаб-квартиры Tyco в офшорную зону на Бермудах.
Козловски, несомненно, располагает достаточными средствами, чтобы позволить себе коллекционировать шедевры мирового искусства. За последние три финансовых года Tyco выплатила ему вознаграждение в общей сложности на сумму в $97 млн, а еще $240 млн генеральный директор получил, реализовав принадлежавшие ему опционы.
Отставка Козловски возбуждает опасения, что в Tyco есть и другие проблемы, которые вскоре выйдут наружу. Руководство компании, со своей стороны, заверило инвесторов, что показатели прибыли будут соответствовать прогнозам. "Высшее руководство Tyco уже не вызывает доверия", - говорит Дэвид Дриман из компании Dreman Value Management, владеющей без малого 6 млн акций Tyco.
Сейчас временным преемником Козловски назначен член совета директоров Джон Форт, которому предстоит решить трудную задачу, связанную с выплатой долга компании в размере $27 млрд.
У Козловски было прозвище Дэннис-по-сделке-в-месяц - такую характеристику он заслужил благодаря своей агрессивной стратегии развития через приобретение все новых и новых компаний. С 1992 г., когда Козловски стал генеральным директором Tyco, размеры корпорации выросли в 12 раз, а ее годовая прибыль превысила $36 млрд.
В результате многочисленных приобретений Козловски удалось создать конгломерат, работающий в самых различных областях: производство электронных средств связи, подводного волоконно-оптического кабеля, систем охранной сигнализации ADT, медицинского оборудования, трубопроводов и огромного ассортимента иной продукции. Однако Козловски привлекал внимание еще и огромными размерами своего вознаграждения и обещаниями превратить Tyco в новую General Electric.
Впервые позиции Козловски пошатнулись, когда в январе нынешнего года он объявил о намерении "расчленить" Tyco на четыре части. В апреле под давлением недовольных инвесторов ему пришлось отказаться от этого плана. Не способствовали укреплению его позиций и неоднократные предупреждения компании о снижении размеров прибыли.
После того как в начале нынешнего года Tyco исчерпала свои кредитные линии, инвесторы стали все больше и больше сомневаться в способности компании расплатиться с долгами. Кроме того, неоднократно высказывались сомнения в стиле ведения финансовой отчетности Tyco - аналитики заговорили о том, что фактически рост компании может оказаться гораздо более скромным, чем это выглядело на бумаге.
Между тем Козловски использовал все преимущества, которые дает по-настоящему крупное состояние. Ему принадлежит несколько домов в Нью-Гемпшире, во Флориде и на острове Натукет. Два года назад в прессе прошли сообщения, что Козловски приобрел в Нью-Йорке на Пятой авеню роскошную квартиру за $18 млн. Кроме того, теперь уже бывший генеральный директор Tyco заделался заядлым яхтсменом.
Во время своего пребывания на посту руководителя Козловски пытался сократить налоговые выплаты компании, для чего в 1997 г. перевел головной офис Tyco на Бермуды. Проводя часть операций через дочернюю компанию в Люксембурге, Tyco сумела снизить свою налоговую ставку до 20%, что почти в 2 раза меньше средних налоговых ставок для американских корпораций.
В 90-х акции Tyco были желанным приобретением для всякого, даже самого взыскательного инвестора. Менеджеры паевых фондов, опасавшиеся вкладывать деньги в акции технологических и интернет-компаний, расхватывали акции Tyco, бизнес которой представлялся ясным и понятным: финансы, электроника и системы охранной сигнализации. В январе 2001 г. курс Tyco вырос до $62 за акцию, а к началу 2002 г. удерживался на уровне, превышавшем $55 за акцию.
Однако к началу нынешней недели акции Tyco стоили уже около $20. По словам Джеймса Шано, менеджера одного из нью-йоркских паевых фондов, резкое снижение курса отражает подозрения инвесторов, что новое руководство обнаружит в шкафу компании еще несколько скелетов. "Я не удивлюсь, если за этим последует целая череда разоблачений, связанных с ведением финансовой отчетности предыдущим руководством компании", - говорит он.
Между тем представитель Tyco заявил, что поиск достойного преемника Козловски может растянуться на несколько месяцев. Николас Хейман, аналитик нью-йоркской компании Prudential Financial, считает, что неожиданная отставка Козловски может отрицательно отразиться на осуществлении дальнейших планов компании, в том числе и на проведении первичного размещения акций одного из ее подразделений - группы CIT, которую планировалось провести к концу июня в рамках программы по выплате задолженности.
CIT была последним приобретением Козловски, за которую в прошлом году компания выложила $9,5 млрд. По мнению Хеймана, теперь Tyco может рассчитывать выручить за CIT от $4 млрд до $5 млрд.
В конце прошлого года Tyco сообщила о предоставлении Козловски крупной компенсации вплоть до 2008 г., а также весьма щедрой пенсии, когда он уйдет на заслуженный отдых. Теперь, когда Козловски ушел в отставку, контракт, по словам представителя компании, автоматически аннулируется.
Несмотря на все трудности, в распоряжении Tyco остается много такого, чего не было, например, у Enron. На данный момент компания располагает дорогостоящими активами, такими, как прибыльная CIT и ряд других подразделений, которые можно продать в общей сложности за несколько миллиардов долларов даже при условии, что цена сделки окажется ниже, чем та, на которую могла рассчитывать компания еще несколько месяцев назад.
По мнению некоторых инвесторов, уход Козловски может подвигнуть компанию на продажу ненужных активов, накопившихся за последние годы. Таким образом, Tyco может убить сразу двух зайцев: решить проблему долга и укрепить свои рыночные позиции. У Tyco достаточно средств, чтобы продержаться по крайней мере до начала следующего года, считает Кэрол Ливенсон из независимой аналитической компании Gimme Credit. (WSJ, 4. 06. 2002)