В неоплатном долгу


Как говорит один из членов совета директоров "Камчатскэнерго", сегодняшние долги "Камчатскэнерго" первоначально принадлежали операторам российских нефтяных компаний (каких именно, он не уточнил). В то же время известно, что в схемах с поставками нефтепродуктов на Камчатку участвовали, например, "Славнефть", "Мегионнефтегаз", "СИДАНКО-Восток". "В дальнейшем эти долги поменяли владельцев", - говорит источник "Ведомостей". К сентябрю 2001 г. 90,7% долгов "Камчатскэнерго" за топливо было сосредоточено у некоей компании Woodbridge trading. А компания Kemopetrol Ltd, зарегистрированная на Виргинских островах и активно работавшая с Комсомольским НПЗ (принадлежит "Роснефти"), уже отсудила у "Камчатскэнерго" около $5 млн в Лондонском арбитражном суде. На сегодня Лондонский международный арбитраж несколькими решениями признал долги "Камчатскэнерго" перед зарубежными кредиторами на общую сумму более $200 млн. С кредиторами "Камчатскэнерго" "Ведомостям" вчера связаться не удалось. Сумму долга в $200 млн в "Камчатскэнерго" признают. "Процедура есть процедура: топливо было сожжено, мы должны платить", - говорит представитель РАО ЕЭС Артур Шевчук, председатель совета директоров "Камчатскэнерго". Однако, по словам Шевчука, "Камчатскэнерго" не может покрыть даже текущую задолженность перед "Роснефтью" за поставки топлива. Но РАО намерено не допустить ареста счетов и собственности своей "дочки". До сих пор попытки урегулировать проблему долгов "Камчатскэнерго" ни к чему не привели. "Мы чего только не предлагали, - говорит Михаил Ситников, заместитель губернатора Камчатской области. - Например, просили выдать области дополнительные квоты на вылов рыбы и добычу морепродуктов, чтобы использовать вырученные средства для погашения долгов. Или конвертировать долг "Камчатскэнерго" в государственный". "Есть масса обращений российских компаний, которые задолжали кому-то и просят, чтобы за них заплатило государство, - говорит осведомленный источник "Ведомостей" в Минфине. - Но мне неизвестны прецеденты удовлетворения подобных заявок". Представитель Госкомрыболовства столь же скептически высказался в отношении выдачи Камчатке допквот на вылов рыбы. Впрочем, столь неординарных мер может и не понадобиться. Высокопоставленный источник "Ведомостей" в РАО говорит, что представители энергохолдинга ведут с кредиторами переговоры. Исходная позиция РАО - единовременная выплата 7% долга и еще 40% в течение ближайших 10 лет. По словам источника в РАО, кредиторы пока на эти предложения не согласны. "Мы будем продолжать переговоры с кредиторами и дальше, но предварительно примем меры, чтобы лишить их возможности использовать свои права взыскания", - сказал представитель РАО ЕЭС, не уточнив, о каких мерах идет речь.

Вчера Камчатский областной арбитражный суд поддержал требования иностранных кредиторов по взысканию с "Камчатскэнерго" $200 млн. Это неподъемная сумма для компании, чья выручка за три квартала 2001 г. составила около $88 млн. РАО "ЕЭС России", напрямую владеющее 49% акций "Камчатскэнерго", отказывается платить кредиторам, требует сократить долг более чем в два раза и предоставить рассрочку выплаты на 10 лет.

Как заявил "Ведомостям" один из членов совета директоров "Камчатскэнерго", долги образовались в 1996 - 1998 гг. Тогда для поставок на Камчатку мазута и дизельного топлива применялась любопытная схема. За счет внебюджетных источников на внутреннем рынке приобреталась нефть. Она экспортировалась по дополнительным квотам, а на вырученные деньги приобреталось топливо для "Камчатскэнерго". В рамках этой схемы на Камчатку в 1996 - 1997 гг. было поставлено 884 000 т мазута и 162 000 т дизтоплива. Неординарная схема поставок была принята с подачи камчатских областных властей. Закупки топлива за рубежом объяснялись дефицитом топлива внутри страны (в связи с незагруженностью Ангарского НХК) и его дороговизной. По подсчетам специальной правительственной межведомственной комиссии, которая в 2001 г. занималась проблемами долга "Камчатскэнерго", на закупках топлива за рубежом (прежде всего в Южной Корее) в 1997 - 1998 гг. удалось сэкономить около $21,5 млн. К июлю 1998 г. задолженность "Камчатскэнерго" перед поставщиками импортного топлива составляла $120,5 млн. Большинство платежей за поставку топлива к тому времени еще не было просрочено: за поставки компания расплачивалась в течение 150 суток после отгрузки. После августовского дефолта обязательства энергетиков выросли вчетверо.

ЛОНДОНСКИЕ ТЯЖБЫ.

Иностранные кредиторы российских компаний и ранее обращались в Лондонский арбитражный суд, желая взыскать долги. Например, в 2000 г. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) судился в Лондоне с КамАЗом, задолжавшим ему около $140 млн. Та ситуация закончилась миром: банк отозвал свой иск, после того как стороны нашли внесудебное решение проблемы. Бывали и обратные ситуации, в которых истцами выступали российские компании. Например, в начале 2001 г. менеджмент пароходства "Волготанкер" оспорил передачу 16 судов компании в аренду Burren Energy Shipping & Transportation, структуре группы ING Barings. Но и в том случае тяжба завершилась мировым соглашением.