Неприличные этикетки


Звукозаписывающая компания BMG, подразделение Bertelsmann, вводит новую систему наклеек, предупреждающих о том, что на некоторых музыкальных дисках содержатся записи откровенного содержания. Суть нововведения - более "откровенное содержание" текстов на самих наклейках.

В 1985 г. студии звукозаписи ввели практику наклеивать на самую "опасную" с моральной точки зрения продукцию специальные ярлычки с лаконичной надписью: "Информация для родителей: запись содержит тексты откровенного содержания". Отныне BMG - вторая по величине в США звукозаписывающая фирма (после Universal Music) - будет подробнее разъяснять потребителям, в чем именно состоит опасность.

Вариантов, собственно говоря, не так уж много. Традиционно оскорбительными для нравственности считаются тексты сексуального содержания, а также те, где есть тема насилия или бранная лексика. Те или иные комбинации этих базовых элементов и будут составлять небогатое разнообразие предупреждающих ярлыков (например, "Нецензурная лексика / Сексуальное содержание").

Руководители компании надеются, что конкуренты последуют их примеру. Они уже заручились поддержкой американских законодателей - делегация от BMG посетила группу сенаторов, представив им свой проект. На республиканца Билли Тозина, председателя комитетов по торговле и энергетике, презентация произвела большое впечатление.

В последние годы пресловутое "откровенное содержание" стало предметом ожесточенных нападок, которым подвергается звукозаписывающая индустрия. Родители не в состоянии оценить, насколько вреден для нравственности очередной альбом, который просит купить их ребенок, сетуют блюстители морали. Сенаторы Джон Маккейн и Джозеф Либерман предложили ввести для музыкальной продукции такую же градацию, какая действует в отношении видеокассет (ограничения типа "детям до 16", "детям до 18" и пр.).

Нынешний акт моральной саморегуляции - абсолютно добровольный шаг BMG. Торговая группа RIAA (Американская ассоциация звукозаписывающей индустрии) уже высказалась против "откровенных" лейблов. Противники начинания считают, что наклеивание ярлыков будет препятствовать свободе артистического самовыражения. Наверняка многие продавцы и покупатели начнут огульно отказываться от такой "заклейменной" продукции, не особенно вдаваясь в содержание. Например, Wal-Mart Stores - крупнейшая в Соединенных Штатах компания розничной торговли - отказывается закупать альбомы с предупреждающей наклейкой.

С другой стороны, ярлыки могут, наоборот, повысить продаваемость тех или иных записей, поскольку придадут им вкус запретного плода (тоже независимо от реальной ценности их содержания). Подростки могут скупать подобные диски без разбору только из-за того, что на них записано что-то неприличное, а значит - привлекательное. (WSJ, 3. 06. 2002)