ОПЫТЫ: Чемпионы-мутанты
Ученые называют их Шварценеггерами. Между тем это обычные лабораторные мыши, которым в ходе эксперимента был введен синтетический ген, стимулирующий рост мышечной ткани. В результате мелкие зверьки стали походить на супермышей из детских мультиков.
Появление "мышей-культуристов" свидетельствует об очередном прорыве в области медицины, точнее, о новых достижениях в лечении такого наследственного заболевания, как мышечная дистрофия. Если исследования пройдут успешно, в организм больного можно будет вводить синтетический ген, отвечающий за рост мышц, и таким образом болезнь будет побеждена.
Однако у всякой медали есть оборотная сторона. Вещества, полученные методом генной терапии, можно использовать в качестве "генного допинга" для спортсменов. Причем доказать использование "генного допинга" на данный момент крайне затруднительно.
"Если "генный допинг " привьется, спорт в привычном для нас виде попросту перестанет существовать", - говорит Дик Паунд, президент Всемирного антидопингового агентства Wada.
На зимней Олимпиаде 1964 г. в Инсбруке золотым призером в двух гонках стал финский лыжник Эро Маентиранта. Позже выяснилось, что благодаря мутации одной из хромосом количество эритроцитов у него в крови было значительно выше нормы, что делало финна намного выносливее соперников.
В организме человека синтезируется вещество эритропоэтин (EPO), регулирующее количество эритроцитов. Так вот, у Маентиранты отсутствовал механизм, "отключающий" их производство.
Появление синтетического аналога Epo произвело революцию в лечении таких заболеваний, как анемия, а заодно и в области спортивного допинга.
Первый скандал разразился в 1998 г. на велогонке Tour de France, когда два лидера гонки признались в использовании синтетического Epo, и всю команду пришлось снять с соревнований.
Однако сейчас исследователи работают над таким методом лечения, при котором эритропоэтин будет вырабатываться непосредственно в клетках пациента, и тогда необходимость в инъекциях препарата попросту отпадет. Каждый спортсмен сможет стать новым Маентирантой.
Еще одна новинка, которая, несомненно, заинтересует любителей допинга, - продукт генной инженерии, способствующий увеличению мышечной массы. Джеффри Голдспинк, научный сотрудник медицинского факультета Университетского колледжа в Лондоне, разрабатывает новый метод лечения мышечной дистрофии с использованием гормона MGF. Этот гормон вырабатывается в организме после тренировок и стимулирует рост мышечной ткани. С возрастом количество MGF в организме снижается. Терапия с использованием MGF поможет людям дольше поддерживать хорошую физическую форму.
"За две недели после инъекции MGF вес лабораторной мыши увеличивается на 20% ", - рассказывает профессор Голдспинк. В течение ближайших двух лет планируется начать испытания препарата на людях.
Аналогичных результатов добился и Ли Суини, ведущий американский исследователь, изучающий действие гормона IGF-1, также контролирующего рост мышечной ткани. "Использование этого гормона у спортсменов будет способствовать увеличению эффекта от тренировок", - говорит Суини.
С другой стороны, при всей заманчивости открывающихся перспектив увлечение такого рода веществами чревато неприятностями. Избыточное количество Epo повышает вязкость крови, и как результат - риск развития инфаркта или инсульта.
Избыток гормонов увеличивает риск возникновения рака и сердечных заболеваний. Более того, применение гормона роста может привести к увеличению числа случаев разрыва мышц, считает Теодор Фридман, заведующий кафедрой генной терапии Калифорнийского университета в Сан-Диего. (FT, 30. 05. 2002)