Сладкий развод
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Покупка международной группой Cadbury Schweppes контрольного пакета турецкой Kent Gida может сказаться на судьбе совместного предприятия по производству жевательных конфет, созданного Kent и группой Chupa Chups в Петербурге. Как стало известно "Ведомостям", испанцы ведут переговоры о выходе из проекта.
Семейная компания Kent Gida, основанная в 1956 г., - крупнейший в Турции производитель карамели и жевательной резинки. Объем продаж за 2001 г. оценивается в $110 млн. Экспортирует свою продукцию в 66 стран. В феврале нынешнего года было достигнуто соглашение о продаже контрольного пакета Kent Gida и его дистрибьюторского подразделения группе Cadbury за $95 млн.
По словам Марии Лебедевой, PR-менеджера компании "Чупа Чупс Рус", окончательное решение о продаже 50% -ного пакета в СП пока не принято. Однако информированный источник в совместном предприятии сообщил "Ведомостям", что Chupa Chups скорее всего откажется от своей доли: "Chupa Chups и Cadbury Schweppes считают друг друга конкурентами в глобальном масштабе, и их сосуществование в рамках одного проекта вряд ли возможно". Возглавляющий совместное предприятие Харон Харуж отказался вчера от комментариев.
"Чупа Чупс Рус" и Kent начали строительство фабрики по производству жевательных конфет и резинки в 2001 г. на паритетных началах. Предполагалось инвестировать в него $20 - 25 млн. Сотрудничество с Chupa Chups накладывало ограничение на деятельность Kent в России: участники проекта договорились, что Kent не будет выпускать в нашей стране карамель. Один из участников рынка полагает, что Cadbury Schweppes может установить на предприятии линии по производству карамели, в том числе lollipops (леденцов на палочке), и выпускать продукцию под собственными марками. В пресс-службе Cadbury Schweppes говорить о судьбе предприятия отказались.
По оценке Алексея Кривошапко, аналитика Объединенной финансовой группы, "Чупа Чупс Рус" может получить за 50% -ный пакет акций завода сумму, эквивалентную предполагаемым инвестициям в проект, - $20 - 25 млн.
"Если разрыв "Чупа Чупс Рус" с Kent произойдет, то больше от него пострадает "Чупа Чупс", - считает менеджер одной из компаний по производству жевательной резинки. По его оценке, только за счет жевательной резинки для детей (bubble gum) Chupa Chups могла бы увеличить оборот в России на 50 - 70%.
Вероятно, "Чупа Чупс Рус" придется пересматривать свои планы относительно кредита в $18 млн, который компания рассчитывает получить от ЕБРР. Согласно ранее опубликованным ЕБРР данным, кредит предполагалось пустить на расширение ассортимента и производства, а также развитие дистрибьюции - причем предполагалось, что кредитные средства будут потрачены в рамках СП с Kent. Вчера представители ЕБРР отказались от комментариев относительно судьбы кредита.
"Сложно представить, как потратить $18 млн на дистрибьюцию, тем более что у "Чупа Чупс Рус" продажи и так организованы очень неплохо", - говорит менеджер кондитерской компании. По его словам, логичнее было бы направить эти деньги на расширение производства, раз уж не получилось с Kent.
"С кредитом ЕБРР и деньгами, полученными от продажи своей доли, "Чупа Чупс" сможет наладить производство bubble gum или новых видов леденцов, полагает он.
ПУЗЫРИ НА ВЗЛЕТЕ.
Российский рынок детской жевательной резинки (bubble gum) специалисты относят к числу весьма перспективных. В 2001 г. предприятия по производству bubble gum открывались одно за другим. Сейчас в Великом Новгороде работает фабрика по производству детской жевательной резинки испанской компании JoyCo, под Москвой - фабрика "Меньшевик", в Петербурге - компания "Сладкий мир". А отказавшаяся было от производства "детской жвачки" "Хубба-Бубба" компания Wrigley вновь вернула эту марку на рынок и, по данным "Бизнес Аналитики", отвоевала в нише bubble gum 1-е место (48,8%).
По оценкам экспертов, объемы продаж дешевой и популярной bubble gum составляют $20 - 25 млн в год и постоянно растут.