КамАЗ уезжает от серых дилеров
Новый гендиректор Камского автозавода (КамАЗ) Сергей Когогин вчера впервые рассказал журналистам, как он планирует изменить сбытовую и закупочную политику автозавода. В первую очередь КамАЗ хочет реанимировать свои техцентры, упразднить бартер и избавиться от серых дилеров, на которых приходится 25% продаж завода. Но и эти меры, по признанию Когогина, не помогут КамАЗу выполнить бизнес-план нынешнего года.
Сергей Когогин, до этого работавший министром экономики и промышленности Татарстана, был назначен гендиректором КамАЗа в апреле. С тех пор он избегал "программных" заявлений, ссылаясь на то, что вникает в дела завода. Но действовать уже начал: на прошлой неделе были уволены двое топ-менеджеров, отвечавших за ключевые направления - закупки комплектующих и сбыт грузовиков на российском рынке. Проведя кадровую чистку, КамАЗ намерен наладить закупки и сбыт, для чего уже разработал перечень первоочередных мер (этот документ теперь должно утвердить правление КамАЗа).
Об этих мерах вчера и рассказал Сергей Когогин. Новый гендиректор считает, что для роста спроса на грузовики необходимо наладить работу 70 региональных техцентров КамАЗа. По его словам, сейчас в работе техцентров "отсутствует системность". Кроме того, КамАЗ намерен упорядочить своих официальных дилеров и сократить их количество с нынешних 309 до 50 - 60. "В середине июня состоится встреча с дилерами, на которой им будут высказаны предложения руководства завода, - сказал Когогин. - Основными условиями при отборе дилеров будет обеспечение высокого уровня продаж и техобслуживания".
В сфере закупок КамАЗ намерен бороться с бартером и с посредниками - перепродавцами комплектующих. Для этого планируется установить тендерную систему закупок. "Сейчас большая часть комплектующих закупается по бартеру, - говорит гендиректор. - Учитывая, что 55% себестоимости грузовика формирует цена на материалы и комплектующие, получается, что по бартеру реализуется 25 - 30% грузовиков". Бартерные схемы закупок до сих пор не только увеличивали себестоимость, но и мешали КамАЗу продавать свои грузовики на внутреннем рынке. По словам Когогина, максимальная скидка, которую дает дилерам КамАЗ на свои грузовики, - 10,5%, а у серых продавцов она доходит до 17%.
Впрочем, как признается гендиректор, при всех этих усилиях бизнес-план нынешнего года не будет исполнен ни по финансовым, ни по производственным показателям. В этом году КамАЗ планировал выпустить 24 000 грузовиков, однако за пять месяцев завод сделал лишь 6500 машин и до конца года будет выпускать не больше 2000 машин в месяц.
Когогин считает, что заводу необходимо обновлять модельный ряд и внедрять лизинговые схемы продаж при участии акционеров завода - Сбербанка, ВЭБа и ВТБ. Правда, КамАЗ еще не ознакомил банкиров с этой идеей.
Аналитик "Ренессанс Капитала" Ованес Оганесян отмечает, что ни один российский автозавод пока не использует лизинговые схемы. Если КамАЗ станет первопроходцем в лизинге, то это, по расчетам Оганесяна, увеличит потребительский спрос на 30 - 40%. Остальные идеи, предложенные КамАЗом, аналитик считает правильными, хоть и тривиальными (по тому же пути уже пошли и "Северсталь-Авто" на УАЗе, и "Руспромавто" на ГАЗе). А эффективность их реализации будет зависеть от того, сколько инвестиций завод будет готов вложить в техцентры, а также от того, насколько жестко Когогин будет бороться против бартера и посредников.