Футбольное безумие
После того как в пятницу свисток рефери даст старт чемпионату мира по футболу, миллионам болельщиков придется выкраивать свободное время, чтобы посмотреть важные матчи. Чемпионат впервые проводится в Азии, и начало большинства встреч в Японии и Корее приходится на 17. 00 или 19. 00 по местному времени. Это значит, что для телезрителей Европы матчи по будням будут приходиться на самый разгар рабочего дня. Что в таких условиях делать руководителям компаний? Махнуть на распорядок рукой и включить телевизоры.
В некоторых странах такое нарушение трудовой дисциплины санкционировано официально. Британский министр труда и промышленности Патрисия Хьюитт призвала работодателей вводить гибкие графики, указав, что в противном случае работа на время матчей все равно будет останавливаться по причине всеобщего внезапного "заболевания" сотрудников. Заметим, что если для континентальной Европы разница во времени с Японией составляет семь часов, то для Британии она равна восьми часам.
Работодатели идут на уступки. Руководство автокомпании MG Rover пообещало предоставить 6500 сотрудникам дополнительные отгулы при условии, что сборная Англии выйдет в четвертьфинал или полуфинал и матчи с ее участием придутся на будни. Международная консалтинговая компания Accenture - одна из многих организаций, которые планируют показывать каждый матч чемпионата на больших демонстрационных экранах в своих офисах. "Если запретить болельщикам смотреть игры, это приведет только к массовым прогулам и нарушениям запрета, - говорит директор Accenture по кадрам Тим Робинсон. - Уж лучше решить проблему в позитивном ключе". На сайте производителя одежды и аксессуаров для футбола Umbro International посетителям предлагается голосованием определить самую удачную из 10 отговорок, которые могут служить поводом для отгула. В частности, под шестым номером числится следующая отговорка: "Я сегодня не пойду на работу... Го-о-о-ол!.. потому что у меня простужено горло".
Даже руководство Евросоюза пошло на поблажки. По словам представителя Европарламента Дэвида Харли, чиновники ЕС смогут смотреть футбольные матчи прямо на фасаде страсбургской штаб-квартиры союза, превращенном в гигантский экран.
Страсть к футболу дорого обойдется экономике. По оценке британской компании Barclaycard, если сборная Англии выйдет в финал, то в одной только Великобритании потери от снижения производительности составят порядка $4,67 млрд. Проблема нарушений трудовой дисциплины обостряется каждый раз, когда проходит какое-либо крупное спортивное событие. Тем не менее футбольный чемпионат 1998 г. не привел к массовым прогулам во Франции, да и ежегодный теннисный Уимблдонский турнир не обрушивает британскую экономику, хотя розыгрыши длятся по две недели. Однако на этот раз дело обстоит серьезнее. Более 30 матчей первого круга с участием 15 европейских команд проходят в рабочее (для европейцев) время. На рабочие часы приходятся также две из четырех четвертьфинальных игр и оба полуфинала.
Бороться с проявлениями любви к футболу трудно. Работодатели могут наказывать "футбольные" прогулы штрафами, но юристы рекомендуют проявлять сдержанность. "Мы вступаем на опасную территорию, - предупреждает Эмма Берроуз, специалист по трудовому законодательству из юридической фирмы Trowers & Hamlins. - Вполне вероятно, что нарушителем дисциплины сейчас окажется сотрудник, всегда отличавшийся примерным поведением".
Но далеко не все компании намерены потакать страстям болельщиков. "На сборочном конвейере трудно, да и небезопасно ставить телевизоры", - утверждает представительница Ford Motor. Вместе с тем руководство автомобилестроительной компании, возможно, разрешит сотрудникам пользоваться радиоприемниками, которые отвлекают от работы не так сильно. Производство пива тоже не терпит простоя. "Пивоваренный процесс не позволяет рабочим отлучаться, - говорит Жиль Зайферт, представитель немецкой компании Karlsberg Brauerei. - Мы не можем допустить двухчасовых перерывов". У руководства немецкой сети супермаркетов Coop задача проще. "Во время матчей мы обойдемся минимумом сотрудников, - считает представительница Coop Рената Угацци. - Все равно в эти часы покупателей не бывает". (WSJ, 29. 05. 2002)