ФИФА уже "в минусе"


Сегодня тайным голосованием должен быть выбран новый президент ФИФА. Кандидатов двое - нынешний президент Йозеф Блаттер и глава Конфедерации футбола Африки камерунец Исса Хайату. В то время как в Японии и Южной Корее начинается чемпионат мира по футболу, в главной организации мирового футбола дела обстоят неважно. Швейцарские власти проверяют обоснованность обвинений в адрес Блаттера о коррупции и нецелевом расходовании средств. Согласно результатам опроса, проведенного компанией Sportbusiness Group Ltd, 70% респондентов считают, что обвинения в адрес ФИФА и разногласия в ее руководстве отрицательно сказались на репутации организации. "Все это, конечно, влияет на доверие рекламодателей и спонсоров", - говорит Мэтью Пэттен, исполнительный директор M&C Saatchi Sponsorship. Руководство ФИФА не пыталось скрыть существующие разногласия: едва ли какой-то еще многомиллиардный бизнес стал бы устраивать телешоу с публичным выяснением отношений между президентом и генеральным секретарем организации.

Самые большие проблемы ФИФА - финансовые. В мае этого года организация впервые представила открытый детальный финансовый отчет. Как следует из отчета, в период с 1999 по 2001 г. прибыль организации составила $74,6 млн, и это при том, что на различные проекты в развивающихся странах было потрачено $261,7 млн. Однако 2002 г. должен стать самым затратным годом в истории ФИФА. К запланированному дефициту в $158,2 млн добавились еще расходы на проведение чемпионата мира по футболу сразу в двух странах. Таким образом, общий дефицит за период с 1999 по 2002 г. составит более $80 млн. Более того, по данным внутренней аудиторской службы ФИФА, администрация Блаттера успела совершить операции и с выручкой, ожидаемой от будущих мероприятий организации, например чемпионата мира футболу в 2006 г. Таким образом, по подсчетам экспертов, общий дефицит ФИФА составляет $297,5 млн, а пассивы превысят активы на $273,4 млн. Начальник аудиторской службы ФИФА Дэвид Уилл разослал факс в национальные футбольные ассоциации, в котором говорится, что, будь ФИФА корпорацией, а не ассоциацией, по швейцарским законам ее признали бы банкротом.

Генеральный секретарь ФИФА Мишель Зен-Руффинен написал 21-страничный доклад, обвинив Блаттера в нецелевом использовании средств и сокрытии информации о финансовых потерях. В ответном докладе (на 30 страницах) Блаттер назвал обвинения "лживыми и беспочвенными". Блаттер открещивается и от обвинений в подкупе африканского рефери, заявляя, что передал африканцу $25 000 в качестве дружеской помощи человеку, испытывающему финансовые трудности. "Я часто помогаю людям, которые просят о помощи", - сказал Блаттер на пресс-конференции. Более того, Блаттер утверждает, что финансовое положение ФИФА можно считать вполне удовлетворительным на фоне совершенно неожиданного для всех банкротства швейцарского маркетингового агентства ISL-ISMM Group, которое занималось дистрибьюцией прав на телетрансляции игр чемпионатов.

После банкротства нескольких европейских телекомпаний со всех сторон стали звучать требования сделать финансовую систему ФИФА более прозрачной. Обанкротились KirchMedia в Германии и британская компания ITV Digital, которая необдуманно перекупила права на трансляцию матчей английской низшей лиги.

ФИФА нуждается в реструктуризации менеджмента, считают эксперты. Управлением должны заниматься профессиональные менеджеры, а не чиновники от спорта. Многие приводят в пример европейскую федерацию футбола УЕФА, которая два года назад запустила проект Project Force, призванный реорганизовать структуру управления федерацией. Во главе УЕФА сейчас стоят менеджеры, чей опыт не связан с футболом. Национальные комитеты в новой структуре играют роль скорее рекомендательных органов, чем управляющих структур. "Таким образом, секретариат сейчас - это профессионалы, имеющие опыт в бизнесе, а не джентльмены-любители", - говорит Фил Карлинг, вице-президент маркетингового агентства Octagon CSI. Следующему президенту ФИФА предстоит также заниматься проблемой чемпионата мира среди клубов. Три года назад этот чемпионат впервые прошел в Бразилии, но уже в прошлом году его вынуждены были отменить из-за отсутствия спонсоров. (WSJ, 28. 05. 2002)