ОПЫТЫ: Бароны возвращаются в ГДР


УЛЬРИКСХУЗЕН, Германия - "Дело не в том, что я владелец дома, - говорит барон Хельмут Фридрих Фердинанд Эрнст Аксель фон Мальтцан, и его голос эхом разносится по залам замка, построенного в XVI в. - У меня долг перед людьми". Действие происходит в Восточной Германии, в 110 км к северу от Берлина. Бывший топ-менеджер парфюмерной компании из Франкфурта, 53-летний Хельмут фон Мальтцан получил земельный надел своих предков. С соседями все улажено. Души деревенских скептиков покорены увеселениями, которые устраивает барон, желудки - хлебом, который он печет. Вот и сейчас барон достает из печи противень и вдыхает аромат свежеиспеченного пшеничного хлеба. Как только рецепт достигнет совершенства, он наймет пекаря, который будет раз в неделю выпекать хлеб для всех 33 жителей деревни - деревни барона. Сейчас единственный враг фон Мальтцана - бывшие партократы. Они хотят, чтобы барон уехал.

"Мои корни в Литве, но я же туда не еду", - говорит Курт Ноак, глава местного сельскохозяйственного кооператива, бывший партийный функционер. Он самый крупный землевладелец в городе. Собственность его кооператива - 1200 га, у барона - 1000 га.

Хельмут чувствует себя пионером на Диком Западе: "Здесь либо ты ешь, либо тебя! " До Второй мировой войны многие крупные землевладельцы были консервативной силой. А если верить прежней пропаганде, то все они безоговорочно поддерживали Гитлера. Сейчас их потомки-возвращенцы ратуют за экономическое процветание запущенных регионов, бич которых - безработица и алкоголизм, где царят прокоммунистические настроения и многие, несмотря ни на что, не хотят возвращения "голубой крови". Деревни Восточной Германии пустеют. Люди начинают новую жизнь в процветающих западных землях. Барон устремился в обратном направлении. В 1990 г. был принят федеральный закон, согласно которому наследники юнкеров, желающие вернуться на родину предков, должны выкупать экспроприированные коммунистами земли. (Юнкеры - крупные землевладельцы, жившие до Второй мировой войны в основном в восточной части Германии.) В 1990 г., когда он, его мать, жена Ангелика и две дочери впервые приехали в Ульриксхузен, все здесь, как говорит барон, "пахло смертью". Замок - сплошные руины: крыши не было, сквозь пол проросли деревья, по залам бегали сурки. В 70-х замок использовали как мишень во время учений танковых войск. Семья решила немедленно выкупить замок. Не тут-то было. Как оказалось, у них был соперник - сайентологическая церковь. "Мы считали и тех и других сумасшедшими", - говорит местный житель Арнольд Кох. На собрании, где должна была решиться судьба замка, пришли 100 местных жителей. Тон мероприятию задал бывший коммунист, который то и дело выкрикивал: "Юнкерам - никогда! " Не успел барон рассказать о своих планах, как местный совет обвинил мэра, который симпатизировал семье фон Мальтцан, в превышении полномочий и заменил его представителем коммунистов. Результат голосования оказался 3: 2 в пользу сайентологов. "Я был взбешен, - говорит Дирк Штольц, местный электрик. - Я знал, что без новой политической партии тут дело не решить". Позднее бывший мэр был восстановлен в должности региональными властями, а семья фон Мальтцан смогла купить замок. С победой семьи барона фон Мальтцана люди смирились, хотя для многих это было всего лишь "наименьшим злом". Однако Штольц решил действовать и, когда подошло время следующих выборов, выставил свою кандидатуру на пост мэра. Основой его программы был тезис: "Будущее этих мест связано с семьей юнкера". После победы Штольца на выборах семья фон Мальтцан закатила во дворце праздник с угощением и фейерверком на 1500 гостей.

Благодаря фон Мальтцану работу получили 30 человек: они обслуживают устроенную в замке гостиницу на 18 номеров, ресторан, коттеджи для отдыха, помогают в организации летних концертов. Кроме того, барон занялся разведением скота (в стаде 500 голов). В общем, безработных в Ульриксхузене больше нет - и это при том, что в соседних деревнях и городках уровень безработицы составляет 30%. Развивается и туристический бизнес. Теперь Кох, который по совету барона бросил пить, сдает часть своего домика на озере отдыхающим. Он уже забронирован на весь летний сезон. "Барон сделал все, как обещал", - говорит Кох. Другие также постепенно меняют свое отношение. Один местный житель даже вернул фон Мальтцану старинный герб семьи, давным-давно украденный кем-то из замка.

Барон готовится к осуществлению новых проектов. Один из них - восстановление замка в стиле барокко XVIII в. в соседнем городке Гютцкове. Он хочет превратить разрушенный замок в парфюмерный салон. На это ему потребуется около $7 млн. Ко всему прочему три месяца назад он потерял работу в косметической и парфюмерной компании Coty. Его начальство было недовольно многочисленными отлучками из Франкфурта. Барон Хельмут фон Мальтцан говорит, что у него нет выбора: "Продолжать начатое меня просят голоса предков". (WSJ, 15. 05. 2002)