ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА: Акценты Владимира Путина


Конец мая и начало июня обещают быть для российской внешней политики без преувеличения ошеломляющими. Владимир Путин будет стремительно перемещаться из одной европейской столицы в другую (включая Москву и Санкт-Петербург), и едва ли не каждое передвижение обещает стать "историческим". В течение нескольких дней отольются в строгие юридические формы все главные новеллы его внешней политики.

Сначала Владимир Путин примет на российской земле Джорджа Буша. Президенты подпишут договор о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов - снижении числа своих ядерных боеголовок до 1700 - 2200 в течение 10 лет. Одновременно следует ожидать эффектных жестов Вашингтона по признанию России страной с рыночной экономикой, а также отмены, наконец, злополучной поправки Джексона - Вэника. С момента первой встречи двух лидеров в Любляне, и особенно после решительного вступления России в ряды антитеррористической коалиции, отношения партнеров шли по восходящей, и предстоящая встреча призвана подтвердить и закрепить это.

После этого как Буш, так и Путин отправятся на авиабазу в окрестностях Рима, чтобы вместе с лидерами остальных стран НАТО подписать документы, учреждающие новый формат отношений России и альянса. В результате Россия обретет наиболее любимый ею статус - статус уникальной державы. Ведь ни одно другое государство - партнер НАТО не будет иметь с альянсом отношений, сравнимых со статусом создаваемой "двадцатки". Ни Украина, ни даже страны-кандидаты. Создание нового Совета Россия - НАТО, в котором российский представитель займет свое место между делегатами Испании и Португалии, даст ей шанс полноценно включиться в натовские дебаты по многим ключевым проблемам. В перечне тем для обсуждения и решения значатся борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового поражения, тактическая ПРО, миротворческие операции, совместное преодоление региональных кризисов, чрезвычайные происшествия, спасение на море, сотрудничество в научной и экономической сферах. Решения потребуют консенсуса, и российское желание иметь право "вето" в какой-то степени будет удовлетворено. В отличие от прежнего Совета Россия - НАТО, новый подразумевает, что всякий раз консенсус будет находиться в равной и открытой дискуссии. Как знать, может быть, в отдельных случаях Россия сумеет повести за собой при обсуждении того или иного вопроса часть или даже большинство натовских стран? После Рима Владимир Путин вернется в Москву, где его будет ждать очередная встреча с руководством Евросоюза в лице Хосе Марии Аснара, Романо Проди и других. Традиционно широкая повестка дня очередного саммита Россия - ЕС, где в центре внимания будут не только расширение ЕС на восток, Калининград, энергодиалог и т. д., но и в целом долгосрочная стратегия сближения России и ЕС в рамках концепции единой Европы, отразит резко возросшую значимость европейского направления российской внешней политики.

Наконец, после всего этого в Санкт-Петербурге должен пройти саммит Шанхайской организации сотрудничества - региональной структуры безопасности, в которую входят одновременно Россия и Китай. Эта организация в последнее время заявила о намерениях оживить военное сотрудничество, в том числе в форме совместных военных учений, а также создания постоянно действующих совместных органов сотрудничества в области обороны и безопасности.

Значительное улучшение отношений и новые стратегические договоренности с США. Новый формат сотрудничества с НАТО. Последовательное сближение с Евросоюзом. Крепнущие тылы на востоке и юге. Совсем неплохо для двух лет нового российского президентства. Тем более если учесть сложность и непредсказуемость развития ситуации в мире в эти два года.

Тем не менее скептики и критики не верят и критикуют. Они указывают на то, что США делают лишь то, что хотят делать. И ничего сверх того. Соединенные Штаты хладнокровно и расчетливо хоронят договор СНВ-2 и договор по ПРО. Они собираются не уничтожать сокращаемые в соответствии с подписываемым договором боеголовки, а хранить их на складах, чтобы иметь возможность в любой момент вернуть на стратегические носители. Они все больше закрывают свои рынки. Они последовательно наращивают военные расходы и продолжают строить национальную ПРО. Их военные базы по-прежнему остаются в Центральной Азии, а военные инструкторы - в Грузии. США не особо скрывают, что готовят удар по Ираку.

В отношении НАТО скептики и критики говорят об отсутствии принципиальной разницы между новой "двадцаткой" и старой формулой "19+1". Перечень вопросов для обсуждения в новом формате поразительно напоминает тот, что был определен основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО. Скептики твердят, что новые инициативы альянса по отношению к России - это лишь стремление скрасить для нее свое расширение на восток и страны Балтии, решение о котором неизбежно будет принято в ноябре в Праге. Что военная машина НАТО в ближайшие годы будет усилена и модернизирована, при этом альянс уже сегодня готов к использованию военной силы далеко за пределами своих границ. Одновременно они обращают внимание на то, что НАТО все чаще оставляется США не у дел, а значит, Россия втягивается в сотрудничество с организацией, теряющей свое влияние.

Кроме того, самая сердцевина Североатлантического альянса, а именно его военная составляющая, останется вне ведения "двадцатки". Договор Россия - НАТО не касается обязательств блока по коллективной обороне, его военной организации вообще. Относительно сближения с ЕС скептики и критики толкуют об обилии слов и отсутствии реального прогресса. О неэффективности и медлительности российской и европейской бюрократии. О нежелании Брюсселя идти на более глубокое практическое сотрудничество с русскими. Скепсис подпитывается отсутствием прорывных решений таких сложных и многоплановых проблем, как безвизовый транзит граждан России через территорию Литвы, общим ужесточением шенгенского визового режима и т. д.

"Шанхайская" инициатива рассматривается как главным образом символическая, спящая организация, которая пока мало чем себя проявила. Даже в прямо ее касающихся случаях (таких как контртеррористическая операция в Афганистане).

В этих сомнениях много справедливого. Опыт российской внешней политики последних пятнадцати лет полон восторженных заявлений об "исторических прорывах" и следующих за ними разочарований. Многие шансы были бездарно упущены. За сближениями часто шли разрывы, а сотрудничество прерывалось тяжелыми кризисами. Новые акценты и крупные инициативы российской внешней политики оставляют вопрос о перспективах открытым. Курс на более глубокое сотрудничество с Западом и одновременно сохранение стабильных связей с другими ключевыми для России регионами мира имеет сегодня исключительно благоприятные условия для реализации. Помешать его успеху могут два обстоятельства. Саботаж бюрократии в Москве и Брюсселе, во многом склонной рассматривать механизм "двадцатки" как очередную бессмысленную говорильню сторон, остающихся потенциальными противниками и имеющих принципиально разные геополитические интересы. А также конфликтный потенциал грядущего расширения НАТО и весьма вероятная военная кампания США и союзников против Ирака. Испытанная не раз траектория "забалтывания до первого кризиса" с последующим разрывом отношений вполне может воспроизвестись и на этот раз под давлением по-прежнему сильного в России лобби противников интеграции страны в клуб развитых демократических государств. Тогда новая внешняя политика, по крупицам выстраиваемая Владимиром Путиным, потерпит поражение.

Но такой исход вовсе не предрешен. Российская внешняя политика в последнее время приобретает все большую логику и последовательность. Становится адекватной и прагматичной. Отвергает иллюзорные и опасные альтернативы. Все чаще расставляет верные акценты. При этом Владимир Путин по-прежнему популярен и удачлив. А значит, на этот раз что-то может и получиться.

Автор - депутат Госдумы