Россия становится магнитом для денег
Американских инвесторов все меньше интересуют американские акции и все больше - акции компаний из развивающихся стран. В том числе и нашей. "Мы зарабатываем большие деньги, когда ситуация из по-настоящему ужасающей становится просто плохой; именно это и происходит в России", - говорит Сэм Уилдермэн, управляющий GMO Emerging Markets III Fund.
По данным исследования, проведенного Merrill Lynch среди почти 300 управляющих инвестиционными фондами (активы которых составляют $727 млрд), более половины из них намерены сократить долю акций американских компаний в своих портфелях. Лишь в 22% фондов (вдвое меньше, чем три месяца назад) считают компании США наиболее привлекательными с точки зрения будущих прибылей. "Похоже, стратегия институциональных инвесторов сегодня выражается словами "все, что угодно, только не Америка", - говорит Дэвид Боуэрс, ведущий инвестиционный аналитик Merrill Lynch.
Пытать инвестиционного счастья управляющие фондами намерены в развивающихся странах, например в России и Южной Корее, где акции достаточно дешевы, а потенциал роста высок. С начала года индекс развивающихся стран Morgan Stanley Capital International Emerging Markets Free вырос более чем на 12% в долларовом выражении, тогда как S&P 500 упал на 3,6%, а NASDAQ - на 11%. Снижение курса доллара помогает развивающимся рынкам переигрывать американский.
Большинство фондов, опрошенных Merrill Lynch, намерены увеличить вложения на развивающихся рынках в ближайшем году, а 39% управляющих заявили, что с точки зрения корпоративных прибылей развивающиеся рынки интереснее, чем США, Европа и Япония. Скорое восстановление на фондовом рынке США, особенно в секторе техноакций, представляется многим инвесторам все более иллюзорным. А развивающиеся рынки выглядят все привлекательнее. "В начале года коэффициент отношения цены акции к прибыли компании в этом классе активов составлял 10, сейчас 12, - говорит Сэм Уилдермэн, управляющий GMO Emerging Markets III Fund. - Это феноменально низкий показатель, дисконт к американским акциям - более 50% ". По данным Thomson Financial/First Call, для акций индекса S&P 500 коэффициент составляет 21.
По мнению Уилдермэна, рост привлекательности развивающихся рынков по сравнению с США объясняется не только низкими ценами. Подрыв доверия к отчетности американских компаний, неясные перспективы восстановления экономики США, а также реформы экономики и госуправления во многих развивающихся странах делают активы компаний из этих стран менее рискованным, чем раньше, объектом для инвестиций. Российские акции составляют 9,5% в портфеле GMO Emerging Markets III Fund, и управляющий уверен, что эти бумаги будут дорожать. "Здесь [в России] можно купить акции компаний мирового класса, капитализация которых превышает прибыль всего в семь раз", - говорит он. Инвесторы положительно оценивают ситуацию в энергетическом секторе, где правительство привязало тарифы к инфляции. Назначение Сергея Игнатьева председателем ЦБ России, надеются они, даст толчок реформе банковского сектора. С начала года индекс РТС вырос уже на 61,4%.
Череда кризисов в развивающихся странах (начиная с мексиканского в 1994 г. и заканчивая аргентинским в 2001 г.), а также стремительный рост американского фондового рынка в конце 1990-х гг. заставили инвесторов забыть о диверсификации вложений. Сейчас они снова устремились на зарубежные рынки. Один из наиболее привлекательных регионов - Юго-Восточная Азия, экономика которой успешно реструктурировалась после кризиса 1997 - 1998 гг. Уилдермэн считает акции развивающихся рынков наилучшим объектом для инвестиций в ближайшие 7 - 10 лет. Впрочем, если в крупнейшей экономике мира - американской - дела будут обстоять не лучшим образом, то и развивающиеся рынки могут не принести ожидаемого высокого дохода. (WSJ, 18. 05. 2002)