По правилам ЕС
Европейский союз, объединяющий 15 государств с общим населением 376 млн человек, гораздо чаще и основательнее вмешивается в регулирование экономики, чем правительство США. Хотя европейский рынок по объему уступает американскому, именно Европа все в большей степени определяет, какую пищу есть потребителям в США, какие программы использовать и на каких автомобилях ездить.
Под давлением Европейской комиссии американские фермеры вынуждены отказываться от использования многих новых технологий, в частности генетически модифицированной продукции. Согласно правилам ЕС, в случае если продукт содержит хотя бы 1% трансгенных ингредиентов, это должно быть указано на упаковке. Международные компании - производители продовольственных товаров не покупают "проблемное" сырье, опасаясь трудностей со сбытом в Европе.
"Двадцать лет назад соответствие американским стандартам практически гарантировало, что продукт можно продать в любой стране, но сегодня ситуация изменилась", - говорит Маджа Уэсселс, представляющая интересы американской компании United Technologies в Брюсселе, неофициальной столице ЕС. United Technologies была вынуждена изменить конструкцию производимых ею кондиционеров Carrier в соответствии с жесткими требованиями экологических норм ЕС. Эти нормы не допускают использования ряда трудно перерабатываемых пластмасс и вредных соединений, в частности бромосодержащих огнезащитных составов.
В последнее время много внимания уделяется проблеме американской гегемонии. Действительно, Европа зачастую следует за США в вопросах международной политики, а засилье американской культуры достигает пугающих масштабов. Однако в области экономики тон все чаще задает Брюссель, в чем многие компании убеждаются на своем горьком опыте.
После того как Европейская комиссия заблокировала слияние корпораций General Electric и Honeywell, руководство GE впервые осознало, что для успешного ведения бизнеса нужно уделять Брюсселю не меньше внимания, чем Вашингтону. Очень быстро корпорация создала в бельгийской столице полноценный офис, руководство которым было поручено одному из наиболее влиятельных топ-менеджеров GE Фердинандо Беккалли. По мнению генерального директора GE Джеффри Иммелта, около 99% всех нормативных актов, которые корпорация должна учитывать при производстве многих видов своей продукции, вскоре будут исходить от ЕС.
Другие корпорации также спешно расширяют свое присутствие в Брюсселе. В 1992 г., когда ЕС начал кампанию по выработке общеевропейских правил торговли, в столице союза работало лишь несколько сотен лоббистов и представляли они в основном европейский бизнес. Сегодня здесь действуют около 10 000 лоббистов, отстаивающих интересы порядка 1400 компаний со всего света. Для сравнения: в Вашингтоне работают более 16 000 лоббистов.
Еще 10 лет назад у таких компаний, как McDonaldХs, Nike и Toyota Motor, в Брюсселе не было ни одного представителя. Сейчас у McDonaldХs их здесь пять, у Nike - четыре, а у Toyota - три. Американские юридические и консалтинговые компании также расширяют свои брюссельские представительства.
С 1957 г., когда европейское правительство обосновалось в Брюсселе, объем регулирующих документов, выпущенных чиновниками ЕС, составил около 80 000 страниц.
Устанавливаемые ЕС правила зачастую порождают конфликты интересов в таких отраслях, как производство компьютерных программ, электронная коммерция и биотехнологии. Чиновники по разные стороны Атлантического океана расходятся во взглядах на проблему обеспечения конфиденциальности потребителя при онлайновых покупках. Если американское правительство выступает за саморегулирование рынка электронной торговли, то ЕС еще в 1998 г. принял закон, дающий европейцам широкие возможности для контроля за собираемой о них в Интернете информацией. Прошлым летом ЕС пригрозил перекрыть каналы, по которым осуществляется обмен электронной почтой между США и Европой, если американские компании не гарантируют соблюдения этих прав.
По-прежнему сохраняются разногласия по поводу файлов "куки", с помощью которых коммерческие сайты накапливают данные о клиентах. Если предлагаемые ЕС законы будут приняты, многим действующим в Интернете компаниям придется существенно модифицировать свои сайты. (WSJ, 23. 04. 2002)