СТРАТЕГИЯ: Оркестр шоковой терапии
БЕЛГРАД - Рок-группа, выступавшая пару дней назад на дне рождения сербского министра финансов Божидара Джелича, состояла из не совсем обычных музыкантов. На ритм-гитаре играл глава Центробанка Сербии Младян Динкич, вокальное соло исполнял министр внешнеэкономических сношений Горан Питич, а подпевал ему сам Джелич вместе с тремя другими министрами. Группа называлась "Шоковая терапия", и музыканты этой группы не шутят. Новое правительство Сербии пытается реформировать экономику страны, используя шоковую тактику. Реформаторы, получившие образование на Западе, молоды: всем им около 40. "Мы все уверены, что Сербия станет членом Европейского союза еще до того, как старшему из нас исполнится 50, - заявил 37-летний министр финансов Божидар Джелич. - Прежнее поколение политиков видело свою задачу в достижении национальной независимости. Эта задача выполнена. Теперь нам нужно членство в ЕС".
За прошедшие полтора года команда, возглавляемая премьером Зораном Джинджичем и министром финансов Божидаром Джеличем, добилась отмены правительственного регулирования цен практически на все виды товаров и услуг, существенно упростила налоговую систему, инициировала программу приватизации и приняла закон о труде, позволяющий компаниям без труда нанимать и увольнять работников. Кроме того, правительство способствовало ликвидации четырех крупнейших сербских банков, оказавшихся несостоятельными. При этом курс национальной валюты оставался стабильным, а тепло- и электроснабжение не прекращалось, что можно считать крупным достижением для страны, инфраструктура которой была выведена из строя бомбардировками НАТО в 1999 г.
Рори ОХСалливан, директор белградского бюро Всемирного банка, считает, что у всего балканского региона сейчас благоприятные перспективы. После 10 лет войны между сербами, хорватами, боснийскими мусульманами и косовскими албанцами боевые действия на Балканах наконец прекратились. Во всех странах, образовавшихся после распада Югославии, правительства были сформированы на основе демократических выборов. Ключевые посты в экономике заняты молодыми специалистами вроде Джелича. "В регионе полностью изменилась ситуация", - утверждает ОХСалливан.
В 2001 г. экономика шести стран, которые Европейский банк реконструкции и развития относит к Юго-Восточной Европе, в среднем выросла на 4%. Впервые после распада социалистической системы балканские государства обошли по этому показателю лидеров Центральной Европы - Польшу, Чехию и Венгрию, в которых экономический рост составил в среднем 2,9%.
Несомненно, бывшие югославские республики, особенно Сербия, переживают серьезные экономические проблемы. Десятилетняя война и политика правительства Слободана Милошевича привели к тому, что в 2001 г. ВВП на душу населения составил в Сербии всего $1200. Для сравнения: в соседней Хорватии он был равен $4500, а в Словении - $9400.
Наследие финансовой системы эпохи Милошевича сказывается и сейчас. Для осуществления любой операции с иностранной валютой пока требуется специальное правительственное разрешение. Ни один участник рынка не может снять со счета более 3000 динаров (около $46). "Я был поражен, когда впервые увидел это, - говорит Клаус Мюллер, управляющий сербским отделением Microfinance Bank. - Немецкие компании спрашивают меня о перспективах инвестирования в Сербии и, узнав о ситуации, решают подождать еще год".
Члены команды Джелича отдают себе отчет в том, что прежние эксперименты по реформированию экономик отдельных стран, предпринимавшиеся молодыми специалистами западного образца, кончались неудачно. Опыт России многому научил Джелича. "Раньше я считал, что быстрая приватизация любой ценой всегда лучше, чем отсутствие приватизации, - говорит министр. - Сейчас мы видим, что это ошибка". Реформаторы убеждены в необходимости сильной центральной власти, поскольку при слабом правительстве всегда расцветает сильная мафия.
Принятый в июне 2001 г. закон о приватизации предусматривает обязательный конкурс и возможность для западных инвесторов приобретать до 70% продаваемых государственных предприятий. Реформаторы постепенно преодолевают сопротивление профсоюзов и пополняют свою команду специалистами из международных компаний. (WSJ, 8. 05. 2002)