Nestle и Mars брошен вызов


ЦЮРИХ - Barry Callebaut, крупнейший в мире производитель промышленного шоколада (сырье для кондитерской промышленности), решил сменить стратегию и выйти на крупнейший в Европе рынок упакованного шоколада. Он приобрел за 256 млн швейцарских франков ($153 млн) компанию Stollwerck, третьего по величине в Германии производителя шоколада в упаковке.

Тем самым Barry Callebaut бросает вызов основным потребителям выпускаемого компанией сырья - Nestle, Mars и Cadbury. До сих пор Barry Callebaut избегала такого рода конкуренции. Впрочем, Клаус Якобс - швейцарский предприниматель, контролирующий 69,9% компании, - не новичок в этом секторе рынка, к тому же и родился он в Германии. В 1988 г. Якобс осмелился бросить вызов Nestle, попытавшись получить контроль над британским производителем розничного шоколада Rowntree. До 1990 г. ему принадлежала компания Jacobs Suchard, производящая главный швейцарский шоколадный брэнд Toblerone (он продал Jacobs корпорации Philip Morris за $3,8 млрд). В последние годы Якобс инвестировал в Adecco - крупнейшее в мире агентство по временному трудоустройству - и Barry Callebaut, образованную в 1996 г. путем слияния двух производителей шоколада. Правда, в отличие от Adecco, чья рыночная капитализация уже превысила 20 млрд швейцарских франков ($12,34 млрд), Barry Callebaut принесла владельцу разочарование. Акция этой компании, при первичном размещении стоившая 310 франков ($191), сегодня торгуется по цене почти вдвое ниже ($107). Рыночная капитализация Barry Callebaut не превышает 1 млрд франков ($617 млн). Германский рынок шоколада, по объемам превышающий французский почти вдвое, а итальянский вчетверо, - заманчивая цель для Якобса. По количеству потребляемого шоколада Германия занимает 2-е место после Швейцарии (среднестатистический немец съедает за год 9,9 кг шоколада). В то же время на германском шоколадном рынке, в последнее время не растущем, сегодня самая жесткая конкуренция. Лидер здесь - итальянская Ferrero (18%), по пятам идет Kraft - подразделение Philip Morris (17%). На долю Stollwerck, известной своими брэндами Sarotti и Gubor, приходится 10% рынка: она борется с Nestle за 3-е место. На сегодня Stollwerck значительно менее прибыльна, чем Barry Callebaut, у которой норма прибыли тоже невысока. В прошлом году Barry Callebaut принесла прибыль до уплаты налогов в размере 168 млн франков ($103,69 млн) на 2,5 млрд франков дохода ($1,54 млрд). Прибыль Stollwerck за тот же период составила 16 млн франков ($9,88 млн) при объеме продаж 774 млн франков ($477,7 млн). Благодаря новому приобретению число сотрудников Barry Callebaut вырастет в полтора раза (теперь их станет 7500 человек), а доходы компании увеличатся на треть и составят 3,3 млрд франков ($2,03 млрд). Объединенная группа, как ожидается, к 2005 г. сэкономит за счет слияния 32 млн франков ($19,75 млн).

Первоначальная стратегия Barry Callebaut предполагала превращение компании в производителя промышленного шоколада с самыми низкими в мире затратами. Однако компания не смогла избежать жесткой конкуренции и перепроизводства в других профильных для нее видах бизнеса. (FT, 28. 04. 2002)