Говорящие глаза
Биометрические технологии все чаще реализуются в виде коммерческих продуктов. Корпорация IBM объявила о заключении с компанией Schiphol Group контракта, предусматривающего продвижение по всему миру системы безопасности, основанной на сканировании радужной оболочки глаза. Аналитики считают участие крупных ИТ-корпораций в подобных проектах ключевым фактором успешного распространения биометрических систем, использующих информацию о геометрии лица и руки, отпечатках пальцев и т. п. "В области биометрии уже разработаны сложнейшие технологии и качественные стандарты, - говорит Ричард Нортон, исполнительный директор Международной ассоциации биометрической отрасли (IBIA). - Но традиционные системные интеграторы долгое время не обладали достаточной квалификацией в этой области и потому являлись барьером для продвижения биометрических систем".
Интерес к биометрическим технологиям проявляют и такие гиганты ИТ-индустрии, как Electronic Data Systems и Microsoft. Они уже осуществили ряд проектов по развертыванию систем, использующих эти технологии. В частности, EDS участвовала в установке системы биометрического контроля в израильском аэропорту Бен-Гурион.
Проект с участием IBM не предполагает, что отныне американские авиапассажиры будут в обязательном порядке подвергаться фейс-контролю. Тотальному внедрению биометрических технологий препятствуют соображения защиты конфиденциальности, а также несовершенство самих технологий.
В США правительство и руководства аэропортов до сих пор обсуждают детали программы "благонадежный пассажир". Эта программа предусматривает ускорение процедуры контроля для пассажиров, идентифицированных на основе их биометрических данных. "Базовая технология достигла совершенства, но этого нельзя сказать о ее техническом воплощении, - говорит Роберт Гудвин, вице-президент исследовательского центра Gartner Dataquest. - Дело в том, что раньше на такие системы не было спроса". Зато теперь в ряде международных аэропортов, например в лондонском Хитроу, биометрические системы уже активно используются. Впрочем, для амстердамского аэропорта Схипхол, которым управляет Schiphol Group, они пока в новинку, хотя в области технологий управления и хозяйствования этот аэропорт считается одним из самых передовых в мире. Сейчас руководство Schiphol Group решило сделать продажу собственной технологии сканирования радужной оболочки дополнительным направлением своего бизнеса.
Биометрическая система разрабатывалась в Schiphol Group в течение трех лет при сотрудничестве с нидерландской компанией Joh. Enschede Security Solutions. Впервые система была представлена в октябре 2001 г., и сейчас у нее насчитывается 2500 зарегистрированных пользователей. "Мы убедились в работоспособности системы и теперь намерены продавать ее другим", - говорит Питер Вербом, финансовый директор Schiphol Group. По условиям заключенного с IBM контракта "голубой гигант" будет поставлять аэропортам, купившим биометрическую систему, соответствующее аппаратное и программное обеспечение.
Schiphol Group уже предоставила свою разработку своим давним партнерам - аэропортам в Нью-Йорке и Франкфурте. Система действует в рамках программы, предусматривающей, что пассажиры покупают годовой абонемент за 99 евро ($88) и проходят 15-минутную первоначальную регистрацию. Каждый такой пассажир получает пластиковую карточку, где закодированы его паспортные данные и фотография радужной оболочки.
По оценке аналитиков из International Biometric Group, объем рынка биометрических систем, в прошлом году составлявший $523 млн, к 2005 г. достигнет $1,9 млрд. (WSJ, 25. 04. 2002)